Поговорим о вечном

О тарифах на коммунальные услуги
На днях в газете были опубликованы новые тарифы на коммунальные услуги. Нашел прошлогодние жировки: решил прикинуть, насколько с января увеличатся мои платежи. И — оторопел. За три услуги — техобслуживание, капремонт и вода–канализация — в прошлом году, оказывается, платил по тарифам, которые выше новых. Как это объяснить? Позвонил в свой расчетно–справочный центр. По двум статьям получил исчерпывающие ответы. А насчет третьей... Специалист РСЦ признался в своем неведении и порекомендовал обратиться...

Чудеса, не правда ли?! Продавец не может объяснить цену на свой товар.

Побеседовал со знатоками. Говорят: обычная практика. Тарифы на коммунальные услуги вроде бы для всех едины, утверждаются Правительством. На деле же Иван Иванович и Петр Петрович, живущие на одной улице в однотипных «хрущевских» домах, с квартирами одинакового метража, нередко платят по–разному. Природу «дифференциации» в родном ЖЭСе иногда объясняют, а иногда нет. И к кому апеллировать в последнем случае?

Другой вопрос — качество услуг. О текущих кровлях и отсутствии горячей воды не писал разве что ленивейший из журналистов. Тема, кажется, вечная. Но вот что не дает покоя. Расценки на коммунальный сервис растут год от года. Понятно, что главная причина — подорожание энергоносителей. Но все равно обидно. С февраля придется перечислять системе ЖКХ на 5 долларов больше, а товар прежнего качества... И — никакой альтернативы. Это ведь не сапоги, которые купил на рынке, а они через неделю расклеились. Посокрушался, сделал выводы и отправился в фирменный магазин. А как уйти от ЖЭСа, если сервис приводит в уныние? И к кому уйти?

Ущемление прав потребителей жилищно–коммунальных услуг озаботило парламентариев. На весенней сессии депутаты готовятся рассмотреть соответствующий законопроект. Документ cодержит ряд прогрессивных норм. За доходы и расходы коммунальники будут отчитываться перед клиентами подобно тому, как совет директоров акционерного общества отчитывается перед акционерами.

Если же отчет окажется неубедительным или качество услуг не изменится к лучшему, потребитель имеет право сменить обслуживающую организацию. Эта возможность закреплена в законопроекте. Она простимулирует конкуренцию услуг, создаст условия для прихода в сектор коммерческих фирм и т.д. и т.п. Звучит заманчиво. Но на практике, боюсь, недовольные государственным ЖЭСом рискуют остаться без тепла, газа и воды. Ни больше, ни меньше...

Пять лет назад проверки Комитетом госконтроля вскрыли случаи вопиющего расточительства средств населения и бюджета со стороны организаций государственного коммунального хозяйства. Заговорили о необходимости привлечь в ЖКХ частный капитал. Частник считает каждую копейку, зеленеющей травы во время снежных зим не допустит, качество услуг поставит на уровень, ценники доходчиво обоснует. Но отчего–то бизнесменов, рвущихся в сложную отрасль, не замечено. Неужели проблема в том, что потребители не могут оторваться от государственных ЖЭСов? Конечно, нет.

Загвоздка в тарифах. Сегодня население компенсирует расходы на коммунальный сервис только на 34 процента. Недостача покрывается ЖЭСами за счет доходов от аренды помещений и бюджетных поступлений. В прошлом году из госказны на ЖКХ было выделено почти 2 триллиона рублей. Может, стоит выделять дотации и частным организациям? Тогда и они потянутся в сектор.

Уверен, поддерживать не надо ни тех, ни других. Пусть устанавливают рыночные цены, работают на равных. Потребители предпочтут того, кто за комфорт берет меньше. Понятно, стоить бездотационные услуги будут дороже. Возможно, в 2 — 3 раза. А возможно, и меньше. Кто знает истинные резервы экономии нынешнего коммунального хозяйства? Только конкуренция их высветит.

Выскажу личное мнение. Реформировать ЖКХ без «обезболивающего» нельзя. Состоятельные жильцы рыночные расценки потянут. А вот с пенсионерами, бюджетниками сложнее. Тех, для кого новые тарифы окажутся слишком обременительными, должен поддержать бюджет. Дотации, ранее оседавшие на счета государственных ЖЭСов, пойдут в кошельки малоимущих. Алгоритм проверен и работает во многих странах. И трубы не текут, и мусор вывозится вовремя...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter