Поговорим о “детском”?

Какие проблемы существуют у детских дошкольных учреждений? Есть ли у них перспективы развития и насколько они оправдывают ожидания родителей и детей сегодня? Как решить проблему высокой заболеваемости ребят в детских садах? Нужно ли мамам и папам пополнять садовский “бюджет”? На эти и многие другие вопросы ответила главный инспектор управления дошкольного образования Министерства образования Альбина ДАВИДОВИЧ в эфире программы “Прямая линия” Первого национального канала Белорусского радио. Корреспондент “НГ” тоже поучаствовала в беседе, а потому читатели газеты могут познакомиться с наиболее интересными вопросами-ответами, которые прозвучали не только в эфире, но и после него.

“Малыши от трех лет особенно подвержены недугам”
— Нынешний год объявлен Годом здоровья, но проблема высокого уровня заболеваемости ребят в детских садах по-прежнему остается актуальной. Что делается для укрепления физического и психологического состояния детей?
Светлана МАЦКЕВИЧ, ведущая “Прямой линии” Белорусского радио
— В последнее время основной функцией системы дошкольного образования стала функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционная подготовка к обучению в школе. В детских садах работают специалисты разного профиля: педагоги, руководители физического воспитания, музыкальные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги.
Надо заметить, что в последние пять лет наблюдается снижение заболеваемости среди детей приблизительно на шесть процентов. В первую очередь благодаря тому, что в каждом дошкольном учреждении создаются условия для организации здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения, что предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды, организацию качественного и сбалансированного питания, проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий, формирование программно-методического обеспечения. В 518 дошкольных учреждениях есть бассейны. Активно развивается сеть санаторных дошкольных учреждений.
— Альбина Леонидовна, однако читатели “Народной газеты” нередко жалуются на то, что их детки подхватывают инфекции именно в стенах детского сада. Неужели их жалобы необоснованны?
Таисия ХРАЛОВИЧ, специальный корреспондент “НГ”
— Согласна, зачастую мамы и папы утверждают, что в садиках на их малышей просто обрушиваются “детские” болезни. Особенно подвержены недугам малыши в возрасте от 3 до 3 с половиной лет. Часто это реакция детского организма на изменение ситуации во время адаптации ребенка к новой среде. Обычно это происходит в первые недели пребывания в дошкольном учреждении, но в случаях тяжелой степени привыкания — тянется месяцами.
— Почему в детских садах нет врачей? Думаю, в них есть необходимость.
Елена Семеновна КРАВЧУК, мама
— Введение ставки врача-педиатра в штатное расписание дошкольных учреждений — одна из главных проблем. Министерство образования предпринимает все необходимое, чтобы ставка была введена. Ведь это даст возможность осуществлять основные профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия непосредственно в дошкольном учреждении, где ребенок находится большую часть дня. В настоящее время в детских садах работают медицинские сестры и специалисты по диетическому питанию.
— Собираются ли улучшать качество питания в детских садах? В меню детей практически нет овощей и фруктов!
Татьяна, радиослушательница
— Нельзя говорить, что ребята повсеместно недополучают овощей, фруктов и соков. В конце прошлого года Министерством образования проводилась комплексная проверка эффективности работы дошкольных учреждений страны, в ходе которой проверялось и выполнение натуральных норм питания. Скажем, в Витебском районе были сады, в которых нормы по питанию выполнялись на сто процентов. Поэтому разбираться нужно в каждом конкретном случае. Если у вас есть претензии к питанию вашего ребенка, обратитесь непосредственно к руководителю дошкольного учреждения или в управление образования.
“К садику ребенка нужно готовить заранее!”
— Как адаптировать ребенка к детскому саду? Думаю, это актуальный вопрос для всех неравнодушных родителей.
Наталья, г.п. Плещеницы
— Если вы хотите отдать ребенка в садик, то к этому событию его нужно подготовить заранее. Лучше всего за месяц, за два устроить ему экскурсию: показать группу, познакомить с воспитательницей, детьми. При этом все надо подавать в радостных тонах, заострять его внимание на ярких мелочах. Например: смотри, какие здесь красивые книжки, сколько замечательных игрушек! Кроме того, необходимо заранее скорректировать режим дня и питания вашего ребенка. Воспитатели и педагоги-психологи тоже помогут малышу быстрее адаптироваться к новым условиям.
— Мы с мужем — студенты. Недавно у нас родился сынишка. Конечно, мы очень рады, что наша семья увеличилась. Но сейчас перед нами встал вопрос: совмещать учебу и уход за ребенком или уходить в академический отпуск. Пока нам помогает бабушка, но скоро она уедет. Мне очень хочется продолжить занятия в университете. Почему детские сады не берут маленьких детей? Как быть в такой ситуации молодым родителям?
Семья КОЧЕТКОВЫХ, г. Минск
— По законодательству Республики Беларусь отдавать малышей в детские дошкольные учреждения можно с двух месяцев. Однако не во всех дошкольных учреждениях созданы необходимые условия для таких маленьких детей. Вам необходимо обратиться в отдел образования с соответствующим запросом. Там подскажут, где в вашем районе есть ясли. Кроме того, сейчас созданы группы кратковременного пребывания, “материнские школы” (в том числе для детей до трех лет), где ребенок может находиться не весь день, а, к примеру, 2—3 часа.
“Сборы”, противоречащие закону, неправомерны!”
— Есть ли у нас в Беларуси частные сады?
Вера Николаевна ВЕРБИЦКАЯ, г. Гродно
— Всего у нас три частных дошкольных учреждения. Создание таких садов — одно из направлений развития системы дошкольных учреждений. Кстати, в государственных детских садах также развивается спектр платных услуг. Всего функционирует более 6 тысяч кружков для детей, поэтому любой ребенок может выбрать занятие по душе.
— В последнее время появляются так называемые центры раннего развития. Скажите, они эффективны или это очередное выколачивание денег?
Нина Михайловна, г. Молодечно
— По своему виду, форме и содержанию многие предлагаемые услуги нацелены на интенсификацию (ускорение) процесса развития детей раннего и дошкольного возраста, а это противоречит современным подходам в дошкольной педагогике, психологии и, по данным медицинских исследований, приводит к увеличению числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями. Особое беспокойство вызывает профессиональная компетентность работников вышеуказанных учреждений. Поэтому здесь важно обратить внимание на качество предоставляемых ими услуг и применяемых методик обучения. Я порекомендовала бы очень скрупулезно отнестись к выбору центра раннего развития и к тем методикам, которые там применяются.
— В нашем детском саду постоянно устраиваются какие-то поборы: то на книжку, то на ремонт, то на комнатные цветы. А еще требуют вносить ежемесячные взносы. Это правомерно?
Николай Новиков, Минская область
— Государственными социальными стандартами в области образования предусмотрен денежный норматив ежегодного выделения финансовых средств на содержание одного ребенка, посещающего дошкольное учреждение. Сегодня он составляет не менее 1 миллиона 710 тысяч рублей в год. Отделами образования местных исполнительных и распорядительных органов выделяются бюджетные средства на проведение ремонтных работ, благоустройство помещений и территорий дошкольных учреждений, оснащение их материально-технической базы. Руководитель детского сада может привлекать дополнительные источники финансирования (только определенные законодательством!) за счет организации платных образовательных и оздоровительных услуг, привлечения средств спонсоров, добровольных финансовых средств попечительского совета. Иные так называемые “сборы”, противоречащие закону, конечно, неправомерны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter