Что скрывается за видеоконференцией Владимира Путина и Джо Байдена

Поговорили

Такого давно не было. За переговорами президентов России и США, без преувеличения, следил весь мир. Всего два часа и пять минут, а сколько уже версий, предположений и, конечно же, фейков, куда без них. Принято считать, что отдельные подробности мы узнаем много времени спустя, поскольку они покрыты тайной. Но так было раньше. Сейчас даже мелкие детали двусторонних переговоров быстро просачиваются в открытый доступ. Да и американские конгрессмены не дают расслабиться своему президенту. Подозревая всех и вся в измене и сдаче позиций, они требуют едва ли не немедленного опубликования хода встречи. А это зачастую подрывает сам смысл подобного рода конференций. Как бы то ни было, есть у этих переговоров и наш белорусский подтекст, пусть и не такой явный, но не менее важный.



Время сверить часы

Сами переговоры проходили в очень примечательный день. 7 декабря исполнилось ровно 80 лет с нападения Японии на военно-морскую базу США Перл-Харбор. Тогда Штаты вступили во Вторую мировую войну. Эта дата по праву считается одной из самых значимых в американской истории. Сейчас мир находится, пожалуй, почти в такой же напряженной предвоенной атмосфере, как и восемь десятилетий назад. 
Рискнем предположить, что президенты Джо Байден и Владимир Путин — как раз те люди, которые менее всего хотят раскручивания геополитической эскалации. России она попросту не нужна. А вот Джо Байден вынужден сопротивляться колоссальному давлению, оказываемому на него пресловутым «глубинным государством», значительное влияние в котором имеет американский военно-промышленный комплекс.
Состоявшаяся видеоконференция стала второй встречей лидеров России и США после нашумевшего в свое время саммита в Женеве 16 июня. Правда, только в этом году они уже трижды разговаривали по телефону. К тому же следует учитывать и недавний стремительный вояж Виктории Нуланд в Москву. Тогда также две великие державы сверяли часы.

Показательно различное отношение сторон к переговорам. В первый раз в Женеве США развернули настоящую информационную и дипломатическую кампанию. Шумиха была неимоверная. Перед встречей демонстративно провели два саммита: «Большой семерки» в Великобритании и ­НАТО в Брюсселе. Цель была очевидна: наглядно показать пресловутую евроатлантическую солидарность, да и вообще заручиться поддержкой союзников. Вот и сейчас перед видеоконференцией Байден провел консультации с Борисом Джонсоном, Марио Драги, Эммануэлем Макроном и Ангелой Меркель. 

А вот в России переговоры презентовали общественности более спокойно. Их охарактеризовали как протокольные, официально давая понять, что не ждут никаких прорывов. 
И эта тактика вполне понятна. Байден вполне ожидаемо грозил новыми санкциями, в том числе отключением от SWIFT, всемирных межбанковских каналов связи. В ответ Россия демонстрирует олимпийское спокойствие.
Тем более что повод для новой информационной истерики Запада надуманный — якобы готовящаяся интервенция в Украину, чему нет никаких подтверждений. Если не считать, конечно, карт, опубликованных в нескольких американских и европейских изданиях. Судя по оформлению, их там же и нарисовали. 

Дела суверенные 

Состоявшиеся переговоры имеют прямое отношение к Беларуси, хотя вопрос о нашей стране не рассматривался. И вот почему. В Украине случилось два Майдана, которые проходили под лозунгом борьбы за независимость, достоинство и суверенитет. 
В 2014 году там фактически установился полный диктат националистов. И каков же результат? Вопросы Украины обсуждают два президента: России и США. 
Что уж говорить обо всех прочих фактах, когда с суверенными правами Украины никто не считался. Тот же Байден, еще будучи вице-президентом, не только снял с должности генерального прокурора Украины за расследование в отношении фирмы, где работал его сын, но потом и открыто этим похвалялся. И сейчас перед дискуссией о безопасности Украины ее руководителя Владимира Зеленского не удостаивают даже предварительной консультации. Ему позвонили позже. Так сказать, поставили перед фактом. И это при том, что Украина не является членом ­НАТО.

А теперь сравним эту ситуацию с белорусской. 

С августа 2020 года западные лидеры пытаются поставить «белорусский вопрос» в повестку дня своих отношений с Россией. И каждый раз получают от ворот поворот. 


В Женеве Байден был полон решимости обсудить ситуацию в Беларуси наряду с Украиной. Как можно понять по итоговым коммюнике, разговор на эту тему не заладился. Последний пример — звонок Меркель Путину в связи с кризисом беженцев на польской границе. Что, кстати, тоже любопытно: проблемы Польши разруливает канцлер Германии. Ну да ладно. Так вот, Президент России тогда ясно ответил: по вопросам Беларуси следует звонить в Минск, а не в Москву. И пришлось Ангеле Меркель обращаться к Президенту Беларуси. А как может быть иначе? 
И то, что сейчас белорусского вопроса нет в кейсах отношений или, по крайней мере, в переговорах Востока и Запада, — яркое и убедительное свидетельство нашего суверенитета. Как по мне, так это самый главный итог прошедших переговоров.
МНЕНИЕ

Алексей ­Авдонин, аналитик ­БИСИ (в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио»):

— Разговор носит системный характер. Он ранее оговоренный, согласованный внешнеполитическими ведомствами и США, и России. Медиа придают ему большую значимость, хотя на самом деле она может быть нулевой. Мы наблюдаем некую политкорректность между Штатами и Российской Федерацией, чтобы не допустить дальнейшей эскалации конфликтов и горячих тем между ключевыми центрами силы. 

Сейчас США «играет в театре» между Россией и Китаем.

Для них Китай — это стратегический и идеологический противник. По мнению американских идеологов, Россия более капиталистическая, готова на диалог с американским истеблишментом. Идет активная работа американского истеблишмента, спецслужб и медиа для того, чтобы увести внимание общественности от важных целей, которых они хотят достичь в диалоге с Россией.

Есть четкая уверенность, что каких-либо эскалаций или обманов со стороны Вашингтона на территории России, да и в целом на евразийском пространстве допущено не будет. 

Вадим ­ГИГИН, кандидат исторических наук, доцент

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter