Погоня зарплаты за бюджетом

Как уравнять БПМ и МЗП и усилить поддержку безработных?

Мировой бизнес, наверное, с ностальгией вспоминает прошлый год, когда от кризиса лихорадило  только  фондовые и финансовые рынки. Потом «грустные» тенденции посетили производственников, перекинулись на товарные рынки… Но во многих государствах сейчас проблема не столько вернуть макроэкономические показатели на старый уровень, сколько удержать социальное спокойствие. Мировой кризис заставил переключиться от  наращивания производственного потенциала к правильному и справедливому распределению благ в обществе.

В докризисный период (2001–2007 гг.) минимальная заработная плата в мире в реальном исчислении повышалась в среднем на 5,7 % в год, ее реальный прирост оказался достаточно существенным как в развитых странах Евросоюза (3,8 %), так и в развивающихся странах (6,5 %). Также МЗП увеличивалась и по отношению к средней — с 37 % в 2000–2002 гг. до 39 % в 2004–2007 гг.

По данным на 1 января 2008 года, МЗП в Беларуси была эквивалентна 97, Украине — 102,  России —  94, Азербайджане — 17, Армении — 82, Казахстане — 87, Киргизии — 10, Молдове — 35, Таджикистане — $ 6. Причем  только в  Беларуси  и  Казахстане МЗП соответствовала бюджету прожиточного минимума, в остальных странах СНГ это соотношение находится в пределах от 10 до 85 %.

На социальное равновесие в обществе указывает и разбежка между доходами самых бедных граждан и наиболее богатых. Сегодня в странах Cодружества децильный коэффициент (рассчитывается как отношение самой низкой заработной платы среди 10 % наиболее состоятельных работников к самой высокой заработной плате среди 10 % наименее оплачиваемых) составляет: в России — 8,4, Молдове — 6,1, Таджикистане —17,8, Азербайджане — 5,6, Беларуси — 4,8 раза.

В  последнюю  пятилетку белорусы могли по праву считаться одними из самых защищенных среди граждан стран СНГ. Значительно росли реальные доходы населения, безработица как таковая приблизилась практически к нулевому значению, во многих отраслях наблюдался даже острый дефицит рабочей силы. Как отмечали некоторые эксперты на рынке труда, в 2007-м — начале 2008 года наблюдалось даже некоторое завышение заработков. Нанимателям приходилось подчиняться формуле: хочешь иметь персонал — достойно плати. Иначе это сделают другие. Впрочем, такая ситуация сложилась не вдруг и не сразу, а являлась следствием планомерной государственной политики по обеспечению всех трудоспособных белорусов рабочими местами с достойным заработком. Проблема трудоустройства  в  республике отсутствовала как таковая, а поэтому вопросы выделения пособий по безработице стояли не на первом месте. У социальных служб была задача  научить человека ловить рыбу, а не кормить ею.

Создавшиеся  в этом году экономические условия заставили несколько расширить приоритеты. Безработицу пока удается удержать на уровне чуть выше 1 %, реальные зарплаты немного уменьшились с начала года, но не рухнули, государство различными прямыми и косвенными рычагами старается поддержать предприятия, которые обеспечивают рабочие места. И тем не менее проблема социальных гарантий трудоспособному населению стала актуальной. По крайней мере, в качестве запасного варианта действий на случай развития пессимистичных сценариев развития мировой экономики.

Проблемой является низкий размер минимальной  заработной платы — к концу  2008 года  она  не  достигла  уровня бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения, что потребовало мер по повышению ее увеличения с начала 2009 года до 229 700 рублей. Однако по состоянию на 1 февраля 2009 года соотношение МЗП и БПМ вновь составило только 98 %: в  феврале  увеличился  БПМ.

Также является низким и размер среднего пособия по безработице — в декабре 2008 года он составил 45,4 тыс. рублей, или 19,8 % от БПМ в среднем на душу населения (менее $ 20). Максимальное пособие сегодня не превышает $ 30  в эквиваленте.

Так или иначе, но в новых экономических условиях для поддержания социальной стабильности назрела необходимость усилить поддержку безработных граждан, повысив размер максимального пособия по безработице до БПМ в среднем на душу населения за счет перераспределения средств Фонда социальной защиты населения. Также дополнительные средства можно изыскать за счет повышения акцизов и других платежей на предметы роскоши и на  алкогольную продукцию. Не лишним будет и расширить круг граждан, имеющих право на пособие. Например, так сделали в России. Стопроцентная гарантия удовлетворения минимальных потребностей защищает население от возможного произвола работодателя. А злоупотребления, несомненно, возможны. Особенно на фоне сужающегося рынка вакансий.

На Востоке

Пособие по собственному желанию

Соответствующие поправки вносятся в Закон «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с данным Законом установлено право на получение пособия по безработице гражданам, уволенным по собственному желанию без уважительных причин. Размер такого пособия может устанавливаться с 1 января 2009 года на уровне от 75 % утраченного заработка работника до максимальной величины пособия по безработице — 4 900 рублей (около $ 175)  с  периодом  выплаты  в  течение 12 месяцев.

На Западе

С надбавкой на питание

В 2006 году среди стран Евросоюза расходы на социальную защиту в ВВП самыми высокими были во Франции – 31,1, Бельгии — 30,1, Швеции — 30,7, Германии — 28,7, Италии — 26,6, самыми низкими — в Литве — 13,2 и Латвии —12,2 % (рис.1).

Размеры пособий по безработице в разных странах неодинаковы. В США безработному выплачивается в среднем 50 % заработка, Германии — 63—68 (при наличии детей), во Франции — 40 (плюс ежедневная надбавка на питание и другие цели), в Японии —  80—60 (в обратной зависимости от доходов), Швеции — около 80 % от среднемесячного заработка. Длительность выплаты колеблется от 30 недель в США до 90 недель в Швеции и 106 недель во Франции. Пособие получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие установленный стаж работы, регулярно вносившие платежи в фонд по безработице.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter