Поэзия и проза магистрали

«Дорогой железной начертали историю свою мы от истоков» — так вслед за Федором Жиляком — автором гимна Барановичей — могут подытожить сделанное в этой жизни и другие герои нашего фотоповествования Вполне закономерно, что герб и гимн Барановичей не обошлись без железнодорожного мотива. Стальная магистраль для города — это все: кровеносные сосуды, двигатель экономики, судьбы многих тысяч людей, которые в прошлом или настоящем связали свою жизнь с железной дорогой, ее предприятиями и объектами. Один из них — Иван Колоденко, начальник Барановичского отделения Белорусской железной дороги. Знакомство с железной дорогой у него произошло при следующих обстоятельствах. …После окончания средней школы поехал Иван Колоденко в областной центр, чтобы определиться, куда поступать. Свой выбор он остановил на Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта, что и предопределило судьбу будущего начальника отделения дороги. В то время ректором БИИЖТа был П. Сыцко, а преподавали И. Тихомиров, П. Мухо, П. Грунтов, В. Ярошевич, Н. Правдин. После окончания института Колоденко распределили в Калинковичи. Он связал свою судьбу со станцией Барбаров, прошел здесь многие ступеньки служебной лестницы. Этому транспортному узлу в силу ряда обстоятельств тогда уделялось повышенное внимание. Планерки в системе МПС бывшего Советского Союза проводились с участием членов правительства. Именно в те годы Иван Колоденко научился брать на себя груз ответственности, четко выполнять поставленные задачи. Затем его назначили начальником Брест-Северного — одной из ста решающих железнодорожных станций страны... На снимке: центральная часть Барановичей.

«Дорогой железной начертали историю свою мы от истоков» — так вслед за Федором Жиляком — автором гимна Барановичей — могут подытожить сделанное в этой жизни и другие герои нашего фотоповествования

Вполне закономерно, что герб и гимн Барановичей не обошлись без железнодорожного мотива. Стальная магистраль для города — это все: кровеносные сосуды, двигатель экономики, судьбы многих тысяч людей, которые в прошлом или настоящем связали свою жизнь с железной дорогой, ее предприятиями и объектами.

На перекрестке Запада и Востока

Один из них — Иван Колоденко (на снимке), начальник Барановичского отделения Белорусской железной дороги. Знакомство с железной дорогой у него произошло при следующих обстоятельствах.

…После окончания средней школы поехал Иван Колоденко в областной центр, чтобы определиться, куда поступать. Свой выбор он остановил на Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта, что и предопределило судьбу будущего начальника отделения дороги. В то время ректором БИИЖТа был П. Сыцко, а преподавали И. Тихомиров, П. Мухо, П. Грунтов, В. Ярошевич, Н. Правдин.

После окончания института Колоденко распределили в Калинковичи. Он связал свою судьбу со станцией Барбаров, прошел здесь многие ступеньки служебной лестницы. Этому транспортному узлу в силу ряда обстоятельств тогда уделялось повышенное внимание. Планерки в системе МПС бывшего Советского Союза проводились с участием членов правительства. Именно в те годы Иван Колоденко научился брать на себя груз ответственности, четко выполнять поставленные задачи. Затем его назначили начальником Брест-Северного — одной из ста решающих железнодорожных станций страны.

В 1997 году Иван Филиппович переезжает в Барановичи. Работает первым заместителем начальника отделения дороги, а затем и возглавляет его.

Как знакомятся пассажиры с железной дорогой? Прежде всего через сервисное обслуживание, которое получают в вагоне или на вокзале. Именно этим двум направлениям и уделил начальник отделения особое внимание. Была осуществлена реконструкция многих вокзалов, большое внимание стало уделяться обновлению подвижного состава, и, как следствие этого, начал курсировать фирменный поезд Гродно—Москва. Барановичское локомотивное депо после реконструкции стало самым крупным ремонтно-эксплуатационным предприятием не только отделения, но и всей Белорусской железной дороги. Здесь осуществляется весь комплекс ремонтно-восстановительных работ электровозов ЧС4-Т, ВЛ-80С и электропоездов серии ЭР-9, внедряются новые современные технологии ремонта, соответствующие жестким требованиям сертификата ISO-9001 (система управления качеством на производстве). Преобразились в лучшую сторону в последнее время и другие локомотивные депо. В следующем году планируется реконструкция Барановичского вагонного депо, что значительно повысит экспортный потенциал данного предприятия.

В нынешнее непростое время Барановичское отделение наладило тесные контакты со своими зарубежными партнерами, максимально сократило издержки, добилось ритмичной работы всех подразделений. Все это позволило с начала года увеличить грузоперевозки в обоих направлениях. С запада на восток — на 27 процентов. С востока на запад — на 14 процентов. 102 процента к бизнес-плану составили доходы.

В Барановичском отделении всегда уделялось и уделяется большое внимание и социальной сфере. Именно благодаря этому в санатории «Магистральный» — здравнице Барановичского отделения железной дороги, расположенной в лесном урочище Гай, есть водогрязелечебница, бассейн, крытые теннисные корты, площадки для занятий другими видами спорта. Здесь без всяких ограничений с удовольствием лечатся, тренируются и отдыхают многие жители Барановичей. Прекрасный отдых предлагает во все времена года и вторая здравница, расположенная на берегу живописного озера Свитязь.

Из Бреста в Барановичи через… Москву

Что нам особенно понравилось во время командировки, так это, как в Барановичском отделении относятся к своим музеям. Видели мы, как со вкусом оформляли музей своими силами в Барановичском локомотивном депо. А каким интересным, самобытным оказался музей железнодорожной техники, который находится рядом с отделением! Есть в музеях отделения немало экспонатов, посвященных Анатолию Георгиевичу Ильину. Также уникальный человек на железной дороге! Двадцать лет — с 1970-го по 1990 год был он начальником Барановичского отделения стальной магистрали.

Анатолий Георгиевич, как и Иван Колоденко, приехал работать в Барановичи из Бреста. В Бресте, после окончания Харьковского института железнодорожного транспорта, он прошел все ступеньки лестницы эксплуатационного командира. Был дежурным по станции, поездным диспетчером отделения дороги, главным инженером и начальником станции «Брест-Восточный», начальником отдела движения и первым заместителем начальника Брестского отделения дороги.

В январе 1969 года перевели Анатолия Ильина на работу в Москву — заместителем начальника управления перевозок Министерства путей сообщения СССР. В течение месяца его семья получила квартиру. О такой перспективе многие мечтали, но только не Ильин. Тяготила его министерская работа с бумагами. Кроме неудовлетворенности ею, была еще причина. И, как сам Ильин говорит, виновные — И. Тургенев, Л. Сабанеев, С. Аксаков, благодаря которым он всей душой полюбил природу. Анатолий Георгиевич полностью разделял утверждение Константина Паустовского, заявлявшего о готовности отдать всю нарядность неополитанского залива с его пиршеством красок за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу реки. Ильин за это отдал престижный и сытый московский быт. Случайная встреча в министерстве с тогдашним начальником Белорусской железной дороги Евгением Павловичем Юшкевичем поспособствовала окончательному решению жизненно важного вопроса. Анатолия Георгиевича хорошо знали и высоко ценили на Белорусской магистрали. Ильин был назначен начальником Барановичского отделения железной дороги и вскоре убедился, насколько жизненна формула: счастье — это возможность заниматься делом, которое по душе.

Пройдут годы и именно его, Анатолия Ильина, а также его преемника Ивана Колоденко чувства выразит в гимне Барановичей Федор Жиляк. Вот эти строки:

«Красивых светлых городов немало

Под чистым небом нашей Беларуси.

Но где б я не был, все же не хватало

Мне города, которым так горжусь я.»

Не только Ильин гордится городом, с которым навсегда связал свою судьбу. Город также гордится им. Когда Анатолий Георгиевич возглавлял отделение дороги, оно почти в четыре раза увеличило объем погрузочно-разгрузочных работ, участвовало в электрификации участка дороги Минск—Барановичи, активно заменяло ручной труд автоматикой, завершило небывалую по темпам стройку — второй путь дороги по маршруту Лунинец — Барановичи протяженностью 108 километров. За свой неустанный и плодотворный труд Ильин награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За доблестный труд». В прошлом году Барановичский горисполком своим решением присвоил ему звание почетного гражданина города.

Не забывают ветерана и в коллективе родного отделения. Приглашают на различные мероприятия, интересуются его мнением. Анатолий Георгиевич в свою очередь старается быть в курсе всех дел и проблем отделения, которым он руководил два десятилетия.

Железнодорожные корни и у Федора Жиляка, которого мы уже упоминали. И своя дорога к творческому храму. Его родители из Беларуси уехали на Урал, на комсомольскую стройку, там и родился Федор. Затем увеличившаяся семья вернулась в Беларусь, обосновалась в Барановичах. Отец работал машинистом в локомотивном депо и водил поезда. Мать трудилась там же в бухгалтерии.

— Я из семьи железнодорожников, чем всегда гордился, старался в своих песнях по достоинству воспеть этот нелегкий труд, — признается руководитель музыкального коллектива «Явар», автор многих песен, которые, кстати, поют и известные белорусские исполнители.

Когда беседовали с Федором Николаевичем, он в основном рассказывал о своих коллегах, творческих людях. Радовался, что в Барановичах есть настоящие самородки, с удовольствием читал их стихи, рассказывал о молодых исполнителях. Поведал и о том, как вместе с Вячеславом Банкевичем — еще одним отцом-основателем «Явара» (в прошлом группы «Студия») — работает над песнями, готовит новую смену песенному коллективу, который уже четверть века существует при городском Доме культуры. Сам же Федор Жиляк, как мы узнали от его руководителей, дважды признавался в Барановичах «Человеком года» в области культуры.

«Так процветай же,

город наш любимый,

Идешь такой дорогой

не напрасно.

Пусть время мчит вперед

неудержимо —

Живи во имя Родины прекрасной!»

Эти слова из гимна Барановичей, автором слов и музыки которого является Федор Жиляк, стали девизом и его собственной жизни. Познакомившись с ним поближе, мы многократно в этом убедились.

Подрастают будущие железнодорожники

Когда мы были в гостях у многодетной семьи Карпович, то ребята поведали нам много интересного. Оказывается, 15-летний Саша и 5-летняя Наташа родились в один день — 19 апреля. Любимый вопрос, который они задают матери и отцу, такой: «А когда мы еще кого-нибудь возьмем?» Мечтают ребята, а это в основном мальчишки, о разных профессиях, в том числе и быть железнодорожниками, водить поезда.

Татьяна окончила Несвижский педагогический колледж, вышла замуж за Игоря Карповича. Один за другим у них родились четверо детей. Переломный момент в их жизни наступил, когда умерла Елена Иосифовна — родная бабушка Татьяны, которая жила вместе с ее семьей в одном доме. Она опекала двух мальчиков, которые после смерти своей покровительницы остались без заботы взрослых. Карповичи взяли мальчиков в свою семью.

Они были весьма болезненные. Но за время, что провели в новой семье, мальчики окрепли, поправили свое здоровье. Это окрылило и приемных родителей. Позже они взяли к себе еще одного мальчика. Так в семье оказались шесть мальчиков и одна девочка. Явный дисбаланс, тем более что супруги мечтали о девочках. Обратились в приют с вопросом: «Можно ли взять девочку?» Нашлись сразу две.

После этого Карповичам предложили на базе их семьи образовать детский дом семейного типа. Вначале он находился в обычном частном доме. Но в декабре 2007 года семья, у которой к тому времени было уже девять детей, заселилась в новый коттедж. Все затраты на строительство, обустройство взял на себя Барановичский горисполком. А затраты, кстати, вылились в сумму свыше 300 миллионов рублей.

— Мы предполагали, — делится Татьяна Карпович, — что дети тяжело будут адаптироваться к условиям жизни в новой семье. На деле испытаний оказалось даже больше, чем предполагали. Только в последнее время почувствовали некоторое облегчение. За два года учеба и дисциплина ребят в школе выровнялись. Я, как говорится, на домашнем хозяйстве. Игорь работает, изготавливает рекламные вывески и информационные стенды. Мы не разделяем детей на своих и приемных. Все они для нас родные. У моей мамы было двое детей, у мамы Игоря тоже двое. У нас же — девять. И это такое счастье! И не предел! Планируем еще взять девочку. Уже недавно с ней познакомились…

Уезжали мы из дома Карповичей окрыленные. Как здорово, что в городе есть такие дружные семьи, такие замечательные родители! Это залог того, что не выродится, не станет духовно бедной наша земля. Будет светлое будущее у Барановичей!

 
 Барановичи. И в крышах можно отыскать немного поэзии.
 
 Центральная часть города.
 
 Ветеран-железнодорожник Анатолий Георгиевич Ильин.
 
 На станции Барановичи-Центральные на запад и восток идут поезда с грузами.
 
 Многодетная семья Татьяны и Игоря Карпович.
 
 Мастер локомотивного депо Максим Рышкель проверяет техническое состояние отремонтированного эклетровоза.
 
 В музее локомотивного депо машинист электровоза Виктор Щепинов и жестянщик Виктор Столяр.
 
 Виктор Жиляк, написавший гимн города и песню о барановичских железнодорожниках.
 
 Этот уголок Барановичей преобразился благодаря оригинальной водопроводной колонке, установленной КУПП «Водоканал».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter