Ходить в наушниках, заниматься зацепингом, перелезать под вагонами: чего не стоит делать на рельсах?

Поезда высокой опасности

Люди порой перебегают пути там, где созданы идеальные условия для перехода. Корреспондент «НГ» выяснила основные причины, из-за которых происходят несчастные случаи. 

Фото Ольги Александровой

Сигнал, затем тормоз

В Минском регионе произошло шесть случаев травмирования на железной дороге. Четыре из них смертельные, в остальных — люди в рубашке родились. Александр Карпович, начальник отделения охраны правопорядка и профилактики Минского отдела внутренних дел на транспорте, говорит, что всех случаев можно было избежать:

— Последний был в июле на станции Озерище. 18-летний парень в наушниках переходил пути и не услышал приближающийся поезд. Машинист применил экстренное торможение. Но тормозной путь у состава большой. Молодой человек чудом уцелел, сейчас инвалид.

Ответственность за ошибки других порой вынужден нести машинист. По сути, для управляющего составом единственной возможностью избежать столкновения на путях является экстренное торможение. Сначала подается оповестительный сигнал, затем тормоз, который спасает далеко не всегда…

— Тормозной путь подвижного состава — более километра. Кроме того, при движении со скоростью 120 километров в час за секунду поезд преодолевает 33 метра, а пешеходу, чтобы перейти железнодорожный путь, требуется не менее 5—6 секунд, — говорит начальник службы охраны труда и промышленной безопасности управления Белорусской железной дороги Юрий Гимро. — Иногда человек может неожиданно выбежать на пути прямо перед составом, и предотвратить наезд невозможно. 

И такие случаи были. В Минске три, уточняет Александр Карпович. 

Пьяные прогулки по шпалам

Более 40 процентов травмируемых на железной дороге были подшофе. В Следственном комитете рассказали, что летом в Березе электричка «Брест — Барановичи», проезжая мост через реку Ясельду, сбила сидевшего на путях 30-летнего местного жителя. Машинист заметил человека на мосту и заблаговременно подавал сигналы о приближении электропоезда, но мужчина на них никак не реагировал. Были приняты меры экстренного торможения, но избежать наезда не удалось.

— Стало известно, что мужчина в тот вечер употреблял спиртное вместе со своей супругой. В какой-то момент между ними возникла ссора. Горожанин вышел на улицу покурить и больше не вернулся, — рассказали следователи. — От полученных телесных повреждений он скончался на месте происшествия.

К сожалению, люди недооценивают мощь поездов. Из-за высоких скоростей движения возле состава образуется сильный воздушный поток, который сбивает с ног и затягивает под колеса. 

Не цепляются за жизнь

О зацепинге, то есть экстремальных поездках на крышах, поручнях, подножках поездов, заговорили 8—10 лет назад, и с годами это увлечение безопаснее не стало. Бешеная скорость, ветер в лицо, выброс адреналина, побеги от машинистов и милиции, а рано или поздно — увечье или смерть. Вот так в нескольких словах можно описать это дикое увлечение. Свои подвиги эти антигерои почти всегда снимают на видео, чтобы потом выложить в интернет.

Один из последних подобных случаев произошел в Бресте. Двое подростков 15 и 17 лет дождались на перроне дизель, а стоило тому отъехать, как парни тут же спрыгнули на рельсы и уцепились за автосцепку хвостового вагона. Ребята доехали на поезде до железнодорожного переезда в Задворцах. Видимо, планировали слезть на следующей станции (прыгать на ходу опасно), но подростков заметили работники железной дороги, сообщившие о ситуации машинисту. Тот применил экстренное торможение — поезд остановился. Юные зацеперы не пострадали и поспешили скрыться, но их личности позднее были установлены оперативниками Брестского ­ОВДТ. Обоим «экстремалам» выписали штраф.

В марте на крыше вагона грузового поезда, прибывшего на станцию Минск-Сортировочный, обнаружили 25-летнего минчанина без сознания. Как выяснилось, он, пьяный, поспорил с другом, что сможет проехать на крыше вагона от одной станции до другой. Взобравшись, получил удар электротоком. Напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое — до 27 500 вольт. К счастью, парень выжил. 

Беспечность губит

На станции Василевичи в Речицком районе мужчина пытался перелезть под составом грузового поезда, который неожиданно тронулся. Похожая ситуация была и у 21-летнего минчанина в конце весны. Он также не успел перелезть под грузовым поездом… Только вот если в первом случае жертва отделалась потерей пальцев, то во втором — парень лишился жизни. 

Хождение по путям в наушниках — одна из основных проблем, с которой и железнодорожники, и правоохранители борются не первый год. Три из четырех пострадавших в этом году подростков погибли из-за этого. А четвертый хотел сделать эффектное селфи с приближающимся поездом. Не успел отскочить и попал под локомотив…

— Основная причина травмирования и гибели людей на объектах железнодорожного транспорта — игнорирование элементарных мер безопасности, — отмечает Юрий Гимро. — А также нарушение правил нахождения на объектах железнодорожного транспорта: переход железнодорожных путей в неустановленном месте, разговоры по мобильному телефону и прослушивание музыки в наушниках во время пересечения железнодорожных путей, отсутствие должного контроля родителей и взрослых за детьми, нарушение водителями правил дорожного движения при пересечении железнодорожных переездов и так далее. 

Сказать, что есть места, где чаще всего происходят несчастные случаи, нельзя. По статистике, в Минске больше таких происшествий. Это из-за того, что в столице больше жителей, движение поездов интенсивнее. Но конкретных точек, где люди гибнут чаще, нет. По словам правоохранителя, каждые пять лет проводится анализ всех происшествий:

— В прошлом году у нас было десять фактов травмирования на железной дороге, из них девять — в черте столицы. Сейчас шесть. Цифры показывают, что трагедий становится меньше. Если есть локации, где было по несколько смертей либо травм, туда отправляют больше милицейских нарядов.

Также, добавляет начальник службы охраны труда и промышленной безопасности управления Белорусской железной дороги, эти участки включаются в перечень наиболее потенциально травмоопасных. 

— По ним мы разрабатываем и утверждаем мероприятия по обустройству, включающие установку ограждений, дополнительных знаков безопасности, проводим профилактическую работу с населением, — объясняет Юрий Гимро. 

Предугадать, что произойдет и где, невозможно. Однако ясно одно: для тех, кто соблюдает правила, кто внимателен и осторожен, дисциплинирован в опасной зоне, железная дорога безопасна. 

В ТЕМУ

Сейчас проходит акция «Дети и безопасность». Работники БелЖД совместно с членами общественных формирований, сотрудниками органов внутренних дел организовывают рейды, во время которых уделяют особое внимание детям и подросткам, находящимся без присмотра взрослых вблизи железнодорожных путей, на вокзалах, станциях и в поездах.

ЦИФРЫ

В этом году на железной дороге пострадали 78 человек, из них четыре — несовершеннолетние. 49 человек погибли, один из которых — подросток. Более 45 процентов пострадавших находились на объектах железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения. 

Однако, надо отметить, наблюдается тенденция к снижению количества случаев травмирования граждан: если в 2015-м произошло 136 случаев, то в 2020 году зафиксировано 102 случая.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter