Только представьте: время в пути между городами будет занимать считанные минуты. Звучит интригующе. Напоминает сюжет фантастического кино. В это трудно поверить, но нечто подобное может появиться у нас. В Пуховичском районе стартовал проект “Небесная дорога”.
Окраина Марьиной Горки. Здесь когда-то был военный полигон. Изрытую техникой и заросшую бурьяном территорию в 35 гектаров летом привели в порядок.
На площадке кипит работа. Экскаватор ковшом черпает грунт. Строители убирают опалубку с фундамента. Его подготовили для первой анкерной станции. Скоро в небо устремится необычное сооружение — между опорами натянут мощные струнные рельсы. Именно по ним помчатся на огромных скоростях легкие вагоны.
Если все пойдет по плану, к концу следующего года под Марьиной Горкой появится двухуровневый ЭкоТехноПарк из трех трасс: грузовой и городской длиною по одному километру и 15-километровой междугородной высокоскоростной. Главная фишка в том, что они будут над землей — на высоте нескольких метров.
От дизайн-проекта захватывает дух: прозрачные капсулы-вагоны можно собирать в целые поезда. Причем перевозка пассажиров — это еще не все. Струнный транспорт может выполнять и другие задачи: доставку руды из карьеров, транспортировку угля, нефти. Предполагается, что скорость в городе достигнет 150 км/ч, за его пределами — 500 км/ч.
Чуть дальше от строителей работают агрономы. Оказывается, под мчащимися вдаль вагонами можно будет смело пасти коров, собирать грибы и ягоды, ловить рыбу. Поэтому первый уровень ЭкоТехноПарка будет представлять собой зеленую зону.
Пустырь уже засадили первыми деревьями, на очереди газон, затем фруктовый сад, кустарники, цветы. Всего 53 вида растений. Тут же и два искусственных водоема.
Генеральный конструктор проекта и доктор технических наук, он же директор ЗАО “Струнные технологии”, которое занимается строительством, Анатолий Юницкий говорит, что технической и научной экзотики здесь нет. Наоборот, система основана на всем известных и уже опробованных материалах и технологиях.
— А кто будет управлять транспортом? — теряюсь в догадках.
— Электроника, — отвечает Анатолий Эдуардович.
Каждый подвижной состав — это умная машина со своим интеллектом. Если, например, на воздушных рельсах вдруг появится небольшой предмет, она его непременно заметит и остановится, продолжает Юницкий:
— Система автоматически обнаружит даже спичечный коробок. Более того, оценит, представляет объект опасность или нет.
Кстати, по своим характеристикам струнной транспортной системе абсолютно не страшны перепады температур, сильные порывы ветра. Ей не грозят деформации на швах и стыках, поскольку их не будет вовсе — только длинная рельсовая нить. Автор проекта утверждает: такая высокоскоростная трасса в эстакадном исполнении будет стоить от трех миллионов долларов за километр, в то время как эстакада автомобильная, железнодорожная, монорельсовая, с магнитной подушкой — от ста миллионов долларов.
Над своим ноу-хау Анатолий Эдуардович работал более 40 лет. Изобретателю хотелось создать не просто инновационный, но и экологически чистый транспорт. И это ему удалось. Доказательство — евразийские, а также зарегистрированные в России и Беларуси патенты. Проектом заинтересовались. Деньги в необычную задумку вкладывают частные инвесторы. Стоимость ЭкоТехноПарка, который появится под Марьиной Горкой, оценивается примерно в 300 миллионов долларов.
Разработчики надеются, что “Небесная дорога” заинтересует людей и сюда потянутся туристы. В первую очередь деловые, говорит Анатолий Юницкий:
— Приехав в Марьину Горку, заказчики смогут увидеть наш транспорт в деле, оценить все его недостатки и преимущества. А простые граждане — отдохнуть, полюбоваться природой с высоты.
В самом городе уже два месяца только и говорят что о машинах, которые двигаются по воздуху. Пенсионерка Мария Ивановна не скрывает волнения:
— Для меня как для пожилого человека это что-то невероятное! Хотя разве мы могли когда-то предположить, что телефоны будут меньше ладони и мы сможем не только слышать собеседника, но и видеть его?
В минском офисе ЗАО “Струнные технологии” работает 120 человек. Примерно сто из них — инженеры и конструкторы.
В кабинете Анатолия Эдуардовича очень много книг, в основном научных, среди которых есть и его труды. На столе — проекты. Над ними он трудится буквально круглые сутки. Спит всего по четыре часа. А сейчас дел у изобретателя стало еще больше: надо возводить опоры, налаживать производство небесных эстакад, автоматизированных систем управления и безопасности, решать вопросы с инвесторами. Поэтому, скорее всего, на зиму стройку не заморозят. Времени не так уж и много — всего год. Но Юницкий уверен:
— Успеем! Лед тронулся — это главное. А планы у нас грандиозные — вывести уникальную транспортную технологию на мировой рынок.
МНЕНИЯ
Геннадий Пастушков, доктор технических наук, профессор:
— Струнный транспорт неоднократно проходил испытания в России. Все его технологические преимущества, насколько мне известно, подтверждены теоретически, в том числе и скорость. 150 км/ч — это действительно реально, а вот насчет 500 км/ч есть некоторые сомнения. Возможно, к этому и придут, но точно не сразу. Хотя есть сейчас в мире скорости и повыше. Конкуренция огромна. А значит, на практике нужно будет показать, чем отличается белорусская технология от других и почему именно ее должны купить.
Анатолий Михальченко, кандидат технических наук, доцент:
— Струнные технологии — это вполне реальная разработка, которая может быть воплощена в жизнь. Более того, есть информация, что нечто подобное уже построено в Китае. Там такой транспорт, конечно, актуален: население большое и его надо обеспечить транспортными коммуникациями. У нас население в разы меньше. Поэтому я несколько сомневаюсь в том, смогут ли дальше у нас развиваться струнные дороги. Масштабы все-таки нужны побольше. Сам проект, на мой взгляд, может быть реализован. Никакого подвоха не вижу. Большой плюс и в том, что этот комплекс останется в нашей стране. Что же касается всех технических характеристик, а также экологической безопасности, то вывод сделаем уже после строительства, когда увидим все это на практике.
Чем удивляют мир изобретатели?
Гиперпетля. Ультрабыстрый транспорт, работающий на солнечной энергии. Напоминает стальную трубу с алюминиевыми капсулами, которые будут двигаться со скоростью более 1200 километров в час. Постройка гиперпетли в США будет стоить минимум 70 миллиардов долларов. Вероятно, именно поэтому проект все еще на бумаге.
Суперранец. Реактивный рюкзак работает на воздушных винтах малого диаметра. Его максимальная скорость — 74 километра в час. С ним можно взлететь на высоту 900 метров. Разработчик новозеландец Гленн Мартин заявил, что ранец почти готов для коммерческих продаж.
Машина в сумке. Транспорт размером с планшетный компьютер и весом с ноутбук очень похож на скейтборд. Четырехколесное устройство работает на электромоторе. Максимальная скорость — 10 км/час. Трех часов подзарядки хватает на 12 километров пути. Разработка принадлежит 26-летнему японцу Куниако Саито.
Ультракапсула. Авиапассажиров в лондонский аэропорт “Хитроу” доставляют “капсулы”, едущие без водителя. Управляются они с помощью лазерного луча. Скорость не превышает 40 км/ч. Каждая “капсула” может вместить четырех пассажиров. Для того чтобы попасть в место назначения, пассажиру нужно набрать информацию о рейсе на специальном терминале.
sydas@sb.by