Поезд следует без остановок

Российским пассажирам, желающим быстро попасть из пункта А в пункт Б, буквально предложили наземную альтернативу самолетам...

Российским пассажирам, желающим быстро попасть из пункта А в пункт Б, буквально предложили наземную альтернативу самолетам. Из Москвы в Санкт–Петербург, а теперь уже и в Нижний Новгород летает высокоскоростной поезд «Сапсан». У нас о предельных скоростях пока приходится только мечтать. Хотя предпосылки есть: закупка швейцарских «Штадлеров», реконструкция путей, электрификация железнодорожных веток. Итак, сможем ли мы в ближайшие годы промчаться с ветерком?


В перспективе на основных железнодорожных магистралях между Минском и областными центрами привычный локомотив с десятком вагонов сменят современные иностранные низкопольные поезда бизнес–класса. Какие именно? Вопрос пока решается. Руководство БелЖД присматривается и к немецким «Сименсам» (именно эти составы мчатся под брэндом «Сапсан»), и к французским «Аллегро», которые скоро начнут курсировать между Санкт–Петербургом и Хельсинки. Правда, есть одно «но». Если в России поезда разгоняются до 250 километров в час, то в нашей стране ограничатся «всего» 160.


— Конечно, и у нас есть участки, где составы смогут промчаться на скорости 200 километров в час, например между Барановичами и Брестом, — уточняют в Белорусской железной дороге. — Но существует масса нюансов. Во–первых, по этим же путям ездят еще и товарные поезда. Их скорость по мировым нормам ограничена до 120 км/ч. Для высокоскоростных пассажирских перевозок это своего рода тормоз. Конечно, можно скорректировать графики и уменьшить грузоперевозки. Но основной доход именно от них. Во–вторых, по социальному стандарту нам нужно вывозить людей из поселков и деревень. Правда, нигде не сказано, что делать это мы должны 10 раз в день. Но вот конкретный пример. Отменяем остановку. Нам пишут жалобу: верните, т.к. я в это время езжу в больницу. Вроде бы и логично. Но почему ради одного–двух человек должны страдать сотни пассажиров, как реальных, так и потенциальных, которые хотят добраться, скажем, из Минска в Борисов не за полтора часа, а за 40 минут? Как найти золотую середину? Из–за огромного количества остановок развивать высокоскоростное сообщение сложно.


Тем не менее время в пути между Минском и Витебском, Минском и Брестом скоро сократится до 3 часов. Скорый межрегиональный поезд бизнес–класса притормозит лишь однажды — в Барановичах. На некоторых участках железнодорожной магистрали Брест — Москва стрелка скоростемера и так уже подходит к отметке 140 километров в час. Чтобы увеличить ее еще хотя бы на 20 километров, нужно модернизировать контактную сеть, реконструировать платформы на станциях и остановочных пунктах, построить пешеходные тоннели и мосты. Переезды станут охраняемыми, а в перспективе их заменят двухуровневыми развязками с автомобильными дорогами. Затратно! Но экономисты подсчитали и выгоду. Ожидается, что пассажиропоток между Минском и Брестом возрастет с 604 тысяч как минимум до 870 тысяч пассажиров в год.


А недавно прочитал новость: из Минска в Гомель можно будет добраться за два часа. Китайские электровозы помчатся по абсолютно новому участку со скоростью 300 километров в час. Сообщалось, что поезда будут курсировать только днем. Это, мол, повысит безопасность движения. В светлое время суток легче разглядеть летящий на всех парах состав. Железнодорожники, впрочем, эти сведения не подтвердили.


— Да, действительно, Белорусская железная дорога планирует увеличить скорости на отдельных участках направления Минск — Гомель, но максимум опять–таки до 160 километров в час, — ответили в БелЖД. — Этот отрезок протяженностью 300 километров входит в IX общеевропейский транспортный коридор. До 2014 года должны быть электрифицированы участки между Осиповичами и Гомелем, Жлобином и Калинковичами.


В мире, впрочем, уже давно решили вопрос предельных скоростей. Для российских «Сапсанов», французских TGV, немецких ICE строят отдельные огороженные пути, которые не пересекаются с автомобильными дорогами... Но наши аналитики подсчитали: для Беларуси такой проект пока нецелесообразен. Ни в финансовом плане, ни по пассажиропотоку. Впрочем, сейчас прорабатывается проект о строительстве отдельной железной дороги от Минска до Москвы.


Кстати


Мировой рекорд скорости пассажирского поезда установлен в Китае. Экспресс в ходе испытаний на железнодорожной магистрали Пекин — Шанхай разогнался до 486,1 километра в час.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter