Поезд с историей

Поезд Минск—Москва № 1/2 «Беларусь» отметит свое 50-летие

Через несколько дней фирменный состав МинскМосква № 1/2 «Беларусь» отметит 50-летие

Впервые он отправился в путь 2 апреля 1962 года. По стечению обстоятельств именно этот день спустя 35 лет стал Днем единения народов Беларуси и России, после того, как в 1997 году был подписан Договор «Об образовании Сообщества России и Беларуси». Впрочем, поезд во многом предвосхитил события будущего — он стал символом связи двух народов. За полвека поезд «Беларусь» перевез около 10 млн. пассажиров, сменил множество составов и стал своего рода эталоном на железной дороге. И в судьбе самого знаменитого белорусского экспресса немало интересных подробностей.

Не обошлось без политики

Создать первый белорусский фирменный поезд было решением политическим. И приняли его, как ни странно, на уровне ЦК КПСС, причем такого знака внимания БССР удостоилась первой среди союзных республик. Кстати, пилотный проект комом не вышел, поэтому позже фирменные поезда появились и у других братских республик.

Добраться на поезде из Минска в Москву, равно как и наоборот, можно было и до 1962 года. Правда, движение поездов тогда было нерегулярным: постоянно менялись нумерация составов и, что еще хуже, их расписание. Все изменилось с запуском фирменного поезда. «С тех пор время прибытия поезда, курсирующего между Минском и Москвой, отклонялось не более чем на 2 минуты, и это, пожалуй, было одним из самых больших транспортных достижений, которому могут только позавидовать современные авиакомпании», — отмечает начальник Минского вагонного участка Минского отделения Белорусской железной дороги Владимир Дмитраченко.

Первые вагоны знаменитого поезда были сформированы Московской железной дорогой и переданы белорусской стороне. «Мастера и электромонтеры принимали ходовые части, проводники — внутреннее оборудование», — вспоминает одна из первых проводниц поезда Ольга Ставик. После проверки состоялась официальная церемония передачи поезда, и экспресс отправился в путь. Вскоре белорусов ожидал еще один сюрприз: республике передали второй состав «Беларуси».

Кстати, номера 1 и 2, а именно они были присвоены поезду в общесоюзном значении, появились не из-за статуса городов. Так уж сложилось, что у железнодорожников все поезда, следующие на восток, имеют четные номера, а те, что идут на запад, получают номера нечетные. Поэтому фирменный поезд «Беларусь» мчится в Москву под вторым номером, а домой возвращается как первый. Поначалу поезд обслуживали две бригады проводников: белорусская ехала до Москвы, российская — до Минска. Впоследствии поезд полностью перешел под контроль белорусов: проводники тогда относились к вагонному депо. Все это было задолго до создания Минского вагонного участка, который сформировали лишь в декабре 1979 года.

Подобно хронометру

Движение фирменного поезда еще в 1962 году сравнивали с часами. «Не секрет, что раньше по поездам узнавали время, ведь часы тогда были не у каждого крестьянина, — объясняет начальник Минского вагонного участка. — Поскольку все знали, в котором часу должен промчаться вблизи их населенного пункта фирменный поезд, по нему сельским жителям было легко сверять время». Что интересно, время и скорость движения поезда практически не менялись на протяжении десятилетий. Несмотря на то что сначала вагоны тянул паровоз, потом тепловоз, а сегодня электровоз, путешествие из белорусской столицы в российскую и наоборот всегда занимало около 10 часов. То есть из одной столицы в другую экспресс идет со средней скоростью 95 километров в час. «Сегодня мы можем ускорить движение поезда, но в этом нет необходимости, более того, это создаст дополнительные неудобства для пассажиров, поскольку для многих оптимально отправляться из Минска в полдесятого вечера и приезжать в Москву в восемь часов утра», — поясняет Владимир Дмитраченко.

Первые составы значительно отличались от современных: они не имели систем кондиционирования и топились древесным углем.

Но был в первых составах фирменного поезда и особый шарм: например, долгие годы между Минском и Москвой ходили «царские» вагоны немецкого производства. Оборудованные мебелью из красного дерева с позолотой, креслом и умывальником, эти спальные вагоны ассоциировались у пассажиров и проводников с роскошью, которую мог позволить себе далеко не каждый советский человек. Еще одна забытая деталь: в спальных вагонах присутствовали большие корабельные часы. Число вагонов фирменного поезда постоянно менялось. Несмотря на командно-административную экономику, спрос на железной дороге изучали уже тогда и в зависимости от пассажиропотока расширяли или сужали состав.

Завтрак в постель

Путешествие в фирменном поезде уже тогда можно было сравнить с полетом первым классом. Пассажирам застилали белье (кстати, такая традиция началась как раз с «двойки») и приносили завтрак. По нашим меркам он был достаточно скромный: горячий чай и сухари. «Чай был натуральный, крупнолистовой, куда ароматнее того пакетированного, что используется сегодня», — вспоминают железнодорожники.

Пассажирам фирменного поезда с первого же рейса стали предлагать шашки и шахматы. Кстати, такая традиция сохранилась и сегодня, однако в отличие от тех лет проводить время за интеллектуальными играми в поезде стали гораздо реже.

Дань времени и традициям

Изменения в составах происходили постоянно. «Все передовое всегда внедрялось в первую очередь в фирменном поезде «Беларусь», который и сегодня является эталоном для других поездов, — отмечает начальник Минского вагонного участка. — Лишь после того, как новое решение в прямом смысле обкатают в этом поезде, его внедряли в других».

В современных вагонах используют мощные преобразователи, поэтому к электросети в поездах можно подключать любые приборы, в частности подзаряжать мобильные телефоны и ноутбуки.

Кстати, в первые десятилетия в зависимости от сезона года менялся цвет форменной одежды: зимой она была черного цвета, летом приобретала серый оттенок. Впоследствии форменная одежда стала одного цвета — синего.

«Пару лет назад поезд получил современные вагоны с биотуалетами, позволившими пассажирам забыть о санитарных зонах, и усовершенствованной системой кондиционирования», — подчеркивает начальник поезда Владимир Бурнос. Новые отделочные материалы и повышенная шумоизоляция, равно как и светодиодные светильники вместо колбового фонаря в старых вагонах, позволили путешествовать с большим комфортом.

Впрочем, для многих путешествие фирменным поездом — это еще и дань традициям.

Поэтому при обновлении составов на железной дороге стараются не сильно отступать от оригинала: ведь никакие дисплеи и холодильники не передадут атмосферу ностальгии и романтики, с которой поезд уже 50 лет курсирует между двумя столицами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter