Поет скрипка времени

Беларусь невозможно представить без местечек.
Беларусь невозможно представить без местечек. Мир, Кореличи, Пуховичи, Молчадь... Прошедший век отметил их разной судьбой. Одни выросли до райцентров, другие стали рангом ниже и довольствуются сегодня скромным титулом центральных усадьб колхозов. Но дело, конечно, не в этом. Местечки были уникальным явлением, фантастическим сосуществованием церквей, костелов, синагог и мечетей, располагавшихся друг от дружки в радиусе пятидесяти метров. Они и сформировали характер и душу сегодняшнего белорусского народа. И когда где-нибудь на далекой сибирской буровой услышишь вдруг по-мужски чуть грубоватое и доброе "братка", то безошибочно протягивай руку и улыбайся - земляк! Свой, белорус. И обязательно из Мира, Кореличей, Пуховичей, Молчади...

Кровавая коса войны выкосила местечки, уничтожила живших там евреев. И только либо уцелевшая улочка будто нарисованных Шагалом домиков, как в Поставах, либо невероятным образом уцелевший домишко со встроенной лавочкой, как в Красном, либо рыжие могильные камни со стершимися от ветров эпитафиями на иврите, прямо посреди колхозного ржаного поля, - вот, пожалуй, и все, что напоминает сегодня любопытному путешественнику о некогда шумных и очень своеобразных еврейских местечках, описанных Владимиром Сырокомлей. Остались дома, камни, но людей нет, они похоронены где-то рядом. Чаще всего в безымянных ямах и былых противотанковых рвах.

Но вот - удивительное дело! Как ни старались Эйхман и его черный легион "окончательно решить еврейский вопрос", кончилось все закономерно, вполне в духе библейской традиции - аманов повесили, а народ живет. И ничего, что нет тех старых местечек - живет память и живет песня. И добрые люди-белорусы считают эти песни своими, одинаково радуясь и "Хава-Нагиле", и "Касi› Ясь канюшыну". Наверное, потому, что все по-настоящему хорошие песни пишутся сердцем. И, конечно, не на асфальте, а среди белорусских полей и пригорков, близ Немана, Березины и Щары. Потом эти песни завоевывают города, стирая грань между столицами и провинцией, доказывая, что провинции могут быть гораздо глубже столиц. Как говорил Евгений Александрович Евтушенко

: - Провинций нет.

Разбросан Бог по лицам.

Есть личности,

подобные столицам.

Провинция -

все то, что лжет и жрет...

Обо всем этом подумалось мне перед афишей завтрашнего концерта в минском Дворце Республики. На афише написано: концерт "Песни еврейского местечка". Весь вечер для почтенной минской публики будет петь знаменитый артист Ефим Александров.

Не только знатоки, но и очень многие нелюбопытные люди хорошо знакомы с творчеством этого уникального солиста. Еще по тем временам, когда он после ГИТИСа работал в шоу Владимира Винокура. Но настоящая известность к Александрову пришла после того, как в Москве он показал совершенно удивительную программу "Песни еврейского местечка". Потрясенная публика будто бы окунулась в удивительную атмосферу навсегда ушедшего времени, стала свидетелем и соучастником волшебного сочетания таких сложных и одновременно таких простых понятий, как возвращение к традиции, к истокам, к душе. На концертах Александрова и горько плачут, и беззаботно смеются. Здесь каждый получает то, что хочет. Старики - воспоминания о молодости, молодые - привет от дедушек и бабушек, меломаны - тонкое удовольствие от высокого вокала и изящной музыки, профессионалы - от превосходно сделанной работы музыкантов, создавших этот проект.

Остается добавить, что концерты Ефима Александрова в Минске организовал Российский благотворительный фонд поддержки мастеров культуры, которым руководит спикер Государственной думы Геннадий Селезнев. Большой друг нашей страны!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter