Беларусь невозможно представить без местечек. Мир, Кореличи, Пуховичи, Молчадь... Прошедший век отметил их разной судьбой. Одни выросли до райцентров, другие стали рангом ниже и довольствуются сегодня скромным титулом центральных усадьб колхозов. Но дело, конечно, не в этом. Местечки были уникальным явлением, фантастическим сосуществованием церквей, костелов, синагог и мечетей, располагавшихся друг от дружки в радиусе пятидесяти метров. Они и сформировали характер и душу сегодняшнего белорусского народа. И когда где-нибудь на далекой сибирской буровой услышишь вдруг по-мужски чуть грубоватое и доброе "братка", то безошибочно протягивай руку и улыбайся - земляк! Свой, белорус. И обязательно из Мира, Кореличей, Пуховичей, Молчади...
Кровавая коса войны выкосила местечки, уничтожила живших там евреев. И только либо уцелевшая улочка будто нарисованных Шагалом домиков, как в Поставах, либо невероятным образом уцелевший домишко со встроенной лавочкой, как в Красном, либо рыжие могильные камни со стершимися от ветров эпитафиями на иврите, прямо посреди колхозного ржаного поля, - вот, пожалуй, и все, что напоминает сегодня любопытному путешественнику о некогда шумных и очень своеобразных еврейских местечках, описанных Владимиром Сырокомлей. Остались дома, камни, но людей нет, они похоронены где-то рядом. Чаще всего в безымянных ямах и былых противотанковых рвах.
Но вот - удивительное дело! Как ни старались Эйхман и его черный легион "окончательно решить еврейский вопрос", кончилось все закономерно, вполне в духе библейской традиции - аманов повесили, а народ живет. И ничего, что нет тех старых местечек - живет память и живет песня. И добрые люди-белорусы считают эти песни своими, одинаково радуясь и "Хава-Нагиле", и "Касi› Ясь канюшыну". Наверное, потому, что все по-настоящему хорошие песни пишутся сердцем. И, конечно, не на асфальте, а среди белорусских полей и пригорков, близ Немана, Березины и Щары. Потом эти песни завоевывают города, стирая грань между столицами и провинцией, доказывая, что провинции могут быть гораздо глубже столиц. Как говорил Евгений Александрович Евтушенко
: - Провинций нет.
Разбросан Бог по лицам.
Есть личности,
подобные столицам.
Провинция -
все то, что лжет и жрет...
Обо всем этом подумалось мне перед афишей завтрашнего концерта в минском Дворце Республики. На афише написано: концерт "Песни еврейского местечка". Весь вечер для почтенной минской публики будет петь знаменитый артист Ефим Александров.
Не только знатоки, но и очень многие нелюбопытные люди хорошо знакомы с творчеством этого уникального солиста. Еще по тем временам, когда он после ГИТИСа работал в шоу Владимира Винокура. Но настоящая известность к Александрову пришла после того, как в Москве он показал совершенно удивительную программу "Песни еврейского местечка". Потрясенная публика будто бы окунулась в удивительную атмосферу навсегда ушедшего времени, стала свидетелем и соучастником волшебного сочетания таких сложных и одновременно таких простых понятий, как возвращение к традиции, к истокам, к душе. На концертах Александрова и горько плачут, и беззаботно смеются. Здесь каждый получает то, что хочет. Старики - воспоминания о молодости, молодые - привет от дедушек и бабушек, меломаны - тонкое удовольствие от высокого вокала и изящной музыки, профессионалы - от превосходно сделанной работы музыкантов, создавших этот проект.
Остается добавить, что концерты Ефима Александрова в Минске организовал Российский благотворительный фонд поддержки мастеров культуры, которым руководит спикер Государственной думы Геннадий Селезнев. Большой друг нашей страны!
Поет скрипка времени
Беларусь невозможно представить без местечек.