Поехали?..

Не успели мы привыкнуть к новым железнодорожным тарифам, выросшим на треть в декабре, как предприятия общественного транспорта преподнесли свой сюрприз.
Не успели мы привыкнуть к новым железнодорожным тарифам, выросшим на треть в декабре, как предприятия общественного транспорта преподнесли свой сюрприз. На этой неделе пригородные и междугородные пассажирские перевозки подорожают на 10 процентов. Министерство транспорта со дня на день ожидает обнародования в СМИ постановления на сей счет. Почти одновременно Министерство экономики с 1 февраля позволило наполовину - до 120 рублей - поднять цену проезда в городском общественном транспорте.

Впрочем, эта новость совсем не новость для тех, кто имел терпение прочитать закон о бюджете на 2002 год. Государство планирует более чем вдвое сократить дотации транспортникам - с 50 до 24 процентов. А посему всем нам нужно быть готовыми к подорожанию проезда в пригородном и городском транспорте. Вопрос лишь в том, на сколько и когда.

Министерству экономики, перманентно пребывающему в поисках соломонова решения, нынче не позавидуешь. По прогнозу социально-экономического развития на 2002 год, цены не должны вырасти больше чем на 20 - 27 процентов, то бишь в среднем на полтора процента в месяц. Между тем с конца прошлого года связисты, газовики, энергетики, железнодорожники точно взбушевались, небезуспешно лоббируя рост своих тарифов. И возразить им как будто нечем. Связисты, например, покрывают убытки от наших внутренних телефонных разговоров за счет международных до тех пор, пока и это не становится проблематичным. Газовики и электрики перекладывают убытки бытовых потребителей на промышленность, отвечающую на это ростом неплатежей. Транспортники и коммунальщики привыкли рассчитывать на дотации. Все это пережитки социалистической, а точнее, сюрреалистической экономики. Преодоление этих перекосов, мешающих нормальному развитию, и есть важный элемент обещанной либерализации. То, о чем неустанно твердили экономисты, наконец осуществляется: сокращается субсидирование предприятиями тарифов на коммунальные услуги для населения, одновременно уменьшены и бюджетные дотации на транспорт.

Момент для этих непростых и болезненных перемен подобран как нельзя более удачный. По данным Минстата, реальная зарплата в прошлом году выросла на 30 процентов. Причем впервые за много лет именно она стала основным источником доходов всех слоев населения. Более того, среднемесячные заработки бюджетников были лишь на 9 процентов ниже, чем в отраслях материального производства. То есть происходило не расслоение общества по доходам, как это наблюдалось несколькими годами раньше, а некоторое их выравнивание.

Однако никто не гарантирует, что процесс будет простым и легким. Например, за три недели января цены выросли на 4,2 процента. При том, что в этом месяце энергетики пролоббировали рост тарифов на тепло и горячую воду пока всего-то на 10 процентов. А ведь им, как и транспортникам, предстоит увеличить за год тарифы вдвое.

К слову, объявленным повышением оплаты проезда в общественном транспорте монополии остались неудовлетворены. Городские службы, например, предлагали увеличить стоимость талончика до 150 рублей. А по словам заместителя начальника управления экономики и финансов Минтранса Василия Устинского, жителям многих деревень скоро и вовсе придется... ходить пешком в райцентр. Сегодня дебиторская задолженность региональных автопарков за топливо, запчасти и т.д. составляет миллиарды рублей. Рейсы потихоньку сокращаются и отменяются. Что касается междугородных перевозок, то их безубыточную работу могло обеспечить хотя бы 15-процентное увеличение тарифов. И миллиард прямых убытков, "заработанных" в прошлом году, очевидно, не последний.

Надо полагать, что довольных очередным повышением стоимости услуг не будет ни с одной, ни с другой стороны. И за выполнение параметров инфляции, боюсь, никто сейчас ручаться не станет. Тем не менее директор департамента по антимонопольной политике и ценам и его подчиненные спокойны и уверены в себе. Это, пожалуй, единственное, что радует в нынешней ситуации. Ведь когда она под контролем, жить все-таки как-то спокойнее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter