Поедет ли поэзия на бал?

Да, гениальная, пусть даже просто талантливая рукопись рано или поздно становится книгой - поздно, как правило, для автора.
Да, гениальная, пусть даже просто талантливая рукопись рано или поздно становится книгой - поздно, как правило, для автора. К таким книгам, думаю, можно отнести "Споведзь" Ларисы Гениюш, воспоминания белоруской поэтессы трагической судьбы (хотя это звучит банально - "поэт трагической судьбы"... Много ли иных?).

В апреле минуло двадцать лет, как Лариса Гениюш ушла из жизни. А что про эту поэтессу известно уважаемой публике? В свое время вокруг этой личности было нагромождено столько всего, что и по сегодня не все наносное отброшено. Лариса Гениюш родилась в 1910 году в семье зажиточных крестьян. Окончила гимназию, вышла замуж по любви - за Ивана Гениюша, земляка. Он учился в Праге на доктора. В то время Чехия предоставляла бедным, но талантливым юношам из других стран такую возможность, как мы бы теперь сказали - гранты на обучение. В Западной Белоруссии, находившейся под властью Польши, подобной возможности не давалось - прежде нужно было отказаться от того, что ты - белорус. Для поэтессы и ее близких это было невозможно.

В Праге же Лариса Гениюш узнала о том, как новая власть обошлась с ее семьей - они подпали под категорию "кулаки". Расстрелы, издевательства, ссылки... Отчаянье выжившей - от невозможности как-то вмешаться, помочь. Как после этого она должна была относиться к новой власти?

Потом - война, немецкая оккупация. Именно тот период, который послужил основным источником обвинений. У белорусов Чехии имелись гражданские организации, занимавшиеся сбором средств на поддержание беженцев и пленных, издававшие белорусскоязычную прессу и, естественно, мечтавшие о независимом национальном государстве. Участвовали в этих организациях и Лариса Гениюш, начинавшая приобретать известность как поэтесса, и ее муж. Попадались там и действительно сомнительные личности, способные на провокации, многие работали на гестапо. Лариса - поэт, всегда жившая эмоциями. Мужа Ивана вовлекли в политику. Политика, как известно, грязное дело. В сороковых годах еще и кровавое...

Органы МГБ семью Гениюш вывезли из Праги в Советский Союз в 1948 году. Это была специально подготовленная операция. Обезвреженная "преступница", измученная женщина, лишенная сына, мужа, предстает перед глазами грозного министра внутренних дел Цанавы. И каково же было разочарование чекиста, когда он понял, что Ларисе Антоновне не в чем "признаваться"... В чем может быть виновен поэт?..

Но "органы" не ошибаются. "Сядзелi нi за што", - горько повторяла всю последующую жизнь поэтесса. Ее приговорили к 25 годам лагерей.

Любовь к родине, к Белоруссии в этой женщине так сильна, что давала силы выстоять там, где почти невозможно было не сломаться. Вот ее ощущения в камере, в ожидании допроса и пыток: "Для мяне iснавала толькi мая Радзiма... Быу спакой у людзей, агнi гарадоу, чалавечнасць, а у мяне - адчайны бой з усiмi сiламi адзiчэлай рэакцыi, не, не за сябе, але за Радзiму маю, за нашую прауду, за зняволены-пераняволены наш народ... Я не ведала, што йсцi на смерць за Радзiму так святочна".

В северных лагерях белорусская поэтесса пользовалась необычайно высоким авторитетом у заключенных. Ее стихи называли "глюкозой", потому что мужественные и лирические строки помогали выжить.

После освобождения Лариса Гениюш вместе с мужем жила в городке Зельва. До последних дней она находилась "в немилости". Неудивительно: поэтесса отказалась принять советское гражданство - считала себя гражданкой БНР. Дом, где поэтесса провела последние годы, перестроен, там живут другие люди. Фактически от былого осталось только бетонное крыльцо, ведущее в глухую стену.

Трагедия жизни Ларисы Гениюш еще ждет своего осмысления.

В белорусском поэтическом театре одного актера "Знiч" в день памяти Ларисы Гениюш игрался сотый спектакль "Белый сон", поставленный на материалах "Споведзi". Моноспектакль - самый нелегкий жанр театрального искусства. Актеры, которые выступают в театре "Знiч", как правило, владеют "высшим пилотажем" актерского мастерства. Исполнительница "Белого сна", она же руководитель и создатель уникального театра, актриса Галина Дягилева в очередной раз заставила зрителей сопереживать и сострадать, и восхищаться прекрасными стихами. И раз мы еще не утратили способности сострадать и восхищаться своим - не все для нас потеряно. Думается об этом и тогда, когда слышишь серебряный голос барда из Гомеля Вальжины Терещенко, еще одного неоцененного, неузнанного нашего таланта. У меня есть старая кассета, на которой записана песня Вальжины на слова Ларисы Гениюш

: Запяi мне песню не з мяшчанскiх вулак,

не з вялiкiх сцэнау, не з эстрад,

запяi мне тую, што я сэрцам чула,

калi асыпауся белы сад...

Запяi мне песню нашу, не чужую,

з шматгадовых гоняу ды бароу,

што я сэрцам вечна на чужыне чую

сярод думау зорных вечароу.

А у нас между тем готовятся к очередному празднику музыки и поэзии в Молодечно. Насчет музыки - оно понятно, музыка будет. И наша, и зарубежная. И оплатится наличными - эстрадные звезды, даже третьей величины, без соответствующих гонораров даже под "фанеру" рта не раскроют. А вот где найдется на том празднике место белорусской поэзии? Не простоит ли она, как Золушка без феи, под окном дворца, наблюдая за балом?

Да, на добрых фей для литературы теперь дефицит. Хотя слава Богу, что они все еще встречаются. Таковых встреч желаю всем нам. Ведь в результате на свет появляются книги вроде "Анталогii беларускай паэзii ХХ стагоддзя", про которую мы с вами уже говорили.

А пока народ пребывает в ожидании летних отпусков. Правда, по домам творчества люд пишущий давно уже не разъезжает - кончилась та эпоха. Действительно, век нынче прагматичный. Где гарантия, что мастер пера поедет за казенный "кошт" на солнышко и в благодарность напишет нечто эпохальное? Нет гарантии. А может быть, те путевки выдавать уже по факту написания "эпохалки", для реабилитации, так сказать, после трудов праведных? Представляю, как комиссию по выдаче таких путевок завалят рукописями...

К тому же в истории литературы есть уже грустный опыт в этом плане. Объявят классикой "Бруски" или "Кавалер Золотой Звезды", а лет через пятьдесят они оказываются в тени "крамольной" "Мастера и Маргариты"... А премии-то были вручены, учебники и монографии написаны...

Ну да что нам пока делить места в истории! Солнышко светит и даже греет, стихи и проза пишутся и даже иногда печатаются. А если кто-то сомневается - так на то есть наши белорусские литературные издания. В каждом киоске, кстати говоря. Ищите, уважаемые, свою классику уже сегодня. Увлекательный процесс, между прочим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter