Поджигатели и кукловоды

Исторические хроники "свершений" белорусской оппозиции есть непрерывная и последовательная цепь поражений.
Исторические хроники "свершений" белорусской оппозиции есть непрерывная и последовательная цепь поражений. С того момента, когда в лето 1994 года Президентом народ избрал Александра Лукашенко, начался и продолжается этот детективный сериал, который вполне достоин названия "Поджигатели и кукловоды".

Для начала восстановим в памяти основные события хотя бы последних 5 лет.

Год 1996-й. Неудавшийся "импичмент" Президенту, выношенный в кулуарах Верховного Совета XIII созыва. В Париже бывший спикер М.Гриб на пресс-конференции призвал "товарищей из НАТО" помочь "обуздать" Президента. Напрасно старался: оппозиция вчистую проиграла ноябрьский референдум, на котором население проголосовало за поправки к Конституции, предложенные Александром Лукашенко.

Год 1997-й. Ставка - на внутренний экономический кризис и организацию международной изоляции. В начале года США приступили к реализации "новой политики в отношении Беларуси": с реальной властью минимум контактов, зато "вкачивать" все в так называемый "третий сектор". Жесткие меры подвижек не дали. Тогдашний первый заместитель госсекретаря США Тэлботт внес поправку: "Необходимо идти по пути тотального усиления политического давления... не отказываясь в то же время от диалога". Тактику кнута и пряника призвана была координировать Консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ во главе с господином Виком. С тех пор для оппозиции КНГ и сам Вик стали, как отец родной, которому приносили челобитные даже друг на дружку.

Год 1998-й. Корреспонденты "независимых СМИ" 4 марта выслушали "стратегию" действий оппозиции, изложенную тогдашним послом США в Беларуси Спекхардом. Это был план проведения "альтернативных выборов Президента" в предстоящем 1999 году.

1999 год. В мае состоялись виртуальные, смешные, нелепые "выборы президента" без участия народа. "Урноносная" оппозиция достигла результата, противоположного замышлявшемуся: раскололся БНФ, рассорились Позняк с Чигирем, спала пелена с глаз Г.Карпенко, который увидел, что его окружают предатели, перебежавшие к Чигирю. Один из западных послов в записке внешнеполитическому ведомству своей страны довольно честно объяснил причины очередного провала: "низкий авторитет оппозиции среди населения, ее раздробленность и организационная разобщенность, отсутствие привлекательных лидеров в ее рядах". Единственная сила, которую можно было без зазрения совести использовать против Александра Лукашенко, в очередной раз продемонстрировала свою слабость.

2000 год. В январе "на ковер" в Вашингтон был вызван С.Шушкевич: ему попеняли на провалы, пригрозили уменьшить размеры финансирования "на развитие демократии". США взамен Спекхарда прислали нового посла. Позняка сняли с прокормления и отправили на скамейку запасных. Сверки, ревизии, зачистки предшествовали бойкоту парламентских выборов. Однако эта акция породила разброд и шатания: Статкевич, вопреки договоренностям, на выборы пошел, но его социал-демократическая партия доверия избирателей так и не завоевала. Бойкот же провалился. Две палаты Национального собрания были успешно сформированы.

2001 год. Реальные президентские выборы в Беларуси. Событие сейчас происходящее, оно развивается на глазах у читателей и потому вряд ли нуждается в пересказе.

В исторической хронике сугубо интересно вот что: ее невозможно излагать как хронику белорусскую. Узловые моменты, да и вся ткань обыденной жизни оппозиции пронизаны влияниями, консультациями, учебой и взаимодействием с зарубежьем. Цель всей этой деятельности понятна без лишних слов: острие сценариев и акций направлено против Президента. Разумеется, такая цель обусловлена важными причинами, в том числе геополитическими, но сейчас речь не об этом. Мы пытаемся проследить те ниточки, которые связывают кукловодов с поджигателями. К нашему общему большому облегчению, поджигателями неумелыми, неудачливыми, а, пожалуй, и жадноватыми. Общее хорошее свойство белорусской оппозиции в том и состоит, что ей не по силам "воспламенить" родную страну, как ей того хочется. Или как ей заказано - что, в сущности, одно и то же.

За 1999 - 2000 годы небезызвестный господин Лебедько по линии "партийного и парламентского сотрудничества" 50 раз выезжал за рубеж. По 2 вояжа за месяц - не слабо, правда? За счет партийной кассы ОГП? Нет, разумеется, - за счет принимающей стороны. Одно время кукловоды подумывали назначить его "единым" лидером оппозиции, однако потом мнение изменили. (Впрочем, к 2001 году, к началу президентской кампании, Запад был согласен на любого, какого угодно, лишь бы единого кандидата: и получил в качестве такового профсоюзного функционера Гончарика.)

Надо искренне признать: Запад оппозиции действительно много и щедро помогал и помогает, финансируя и "борьбу с режимом", и "защиту прав человека", и "разоблачения об исчезновении известных политиков".

Заглянем и мы за кулисы - как там протекают финансовые потоки? Возьмем только один источник под названием "Национальный фонд в поддержку демократии" (США). В 1997 году этот фонд выделил 50.723 доллара Варшавскому филиалу Института демократии в Восточной Европе - на поддержку независимой прессы в Беларуси. В 1998 году Независимому обществу правовых исследований перепал 21.171 доллар. В 1999 году фонду "Люди в беде" на проект "Свобода СМИ в Беларуси" - 34.650 долларов. В том же году - 20.000 долларов гродненскому региональному объединению "Ратуша" (его возглавляет Семен Домаш, недавно поступившийся своими "амбициями" в пользу Гончарика). Молодежному информационному центру - 23.818 "зеленых" (пусть и мальцы привыкают к долларовым инъекциям). В 2000 году - 22.000 долларов могилевскому городскому объединению "Круг друзей".

Так что напрасно плачутся "независимые" политологи и редакторы - деньги они получают вполне приличные, и что важно - за них не нужно отчитываться. Раздолье для фантазии!

При желании можно было бы в подробностях выписать схемы, по которым поступают деньги из-за рубежа. Можно было бы складывать и множить внушительные суммы, называя фамилии хорошо нам всем знакомых получателей. Возникает, однако, куда более интересный и важный вопрос. А если бы все эти сотни тысяч долларов да направить не на "поджоги", а на подлинную помощь нуждающимся, на развитие образования, на добрые дела? Совсем ведь иначе могли бы складываться за эти годы, за минувшие 5 лет, отношения наших стран и народов. Упущенных шансов воистину жаль.

Кстати, некоторые дальновидные и умные политики тоже задавались такого рода простыми вопросами. А зачем эта перманентная политическая эскалация? В чьих интересах эта ставка на "пожар" в белорусском доме? Почему верна агрессивная стратегия, а не доброжелательная?

"Нам нельзя обострять отношения с белорусским Президентом. Посмотри, что творится в России, и неизвестно, чем это закончится", - это цитата из уст канцлера ФРГ Коля. В июле 1998 года тогдашний канцлер сказал эти слова тогдашнему министру иностранных дел Кинкелю, который отправлялся в Минск, на встречу с тогдашним послом Германии в Беларуси Винкельманом. Мы опять-таки не будем вдаваться в анализ причин (а это и чрезмерный, с точки зрения Бонна, рост американского влияния на бывшие советские республики, и германская озабоченность по поводу расширения опять-таки американского контроля за энергетическими и сырьевыми ресурсами) такой или иной позиции Германии, так много значащей в Европе. Существенно то, что возможна иная точка зрения - отличная от некогда заданной.

Кукловоды, бывает, тоже заигрываются. Если цель нисколько не приближается, то процесс (противостоять Лукашенко...) становится как бы самоцелью. Процесс подчас требует таких жестких мер и методов, что даже сами кукловоды, случается, сожалеют, что конфронтация завела так далеко.

В 1999 году господин Вик, руководитель Консультативно-наблюдательной группы, от им руководящей ОБСЕ получал указания жать на все педали, налаживая подготовку виртуальных выборов президента. Дошло до того, что некоторые стратеги предполагали "давить" на Россию, ограничивая экономическую помощь ей в зависимости от ее отношения к "нарушению гражданских прав и демократических свобод" в Беларуси. Американцы вообще были недовольны "пассивностью" КНГ и поговаривали о смене ее чиновников. Господину Вику пришлось возражать: дескать, излишняя активность (по-нашему будь сказано, откровенная уже наглость...) может осложнить отношения группы с официальными властями и привести к ее высылке из республики. Он ведь опытный дипломат, господин Вик, и он чувствовал, что миссию могут-таки подтолкнуть к полному провалу.

"Влияли" на несговорчивую Беларусь через Польшу: в январе 1999 года прошло закрытое заседание "белостокского центра в поддержку демократии в Беларуси". О фарсе с "выборами президента" сейчас уже никто и не вспоминает, однако отношения двух соседних, исторически дружественных и заинтересованных в сотрудничестве, стран та история с попыткой "сильного влияния" заметно охладила.

Но, как бы то ни было, наша оппозиция (даже и такая, увы), - но она наша, отечественная. Кроме тех, кто Родину покинет или мечтает покинуть после очередного провала (а массовые "исходы" так называемых "политэмигрантов" следуют за провалами: наиболее заслуженных берут "в рай" на постоянное проживание...), всем ведь нам жить в одной стране. Отношения действующей власти со своими оппонентами - внутреннее дело государства, не правда ли?

В политическом этом детективе бывали и такие моменты, когда суверенная Беларусь не стеснялась давать достойный ответ тем, кто слишком откровенно дергает марионеток за веревочки. На днях, как уже сообщала пресса, выставлен слишком ретивый деятель американского профсоюза АФТ - КПП. У него, кстати, не так уж мало предшественников. Не разрешен въезд в страну двум представителям БДИПЧ, "особо отличившимся" своей заангажированностью в 2000 году, в ходе наблюдения за парламентскими выборами. За действия, граничащие с вмешательством во внутренние дела, в январе 1997 года на территорию республики не пустили второго секретаря политико-экономического отдела посольства США Годфри. В марте прямо из аэропорта завернули обратно к себе домой руководителя фонда "Сорос - Беларусь" господина Бирна. Тогда же персоной нон грата был объявлен первый секретарь политического отдела посольства США Александров - дипломат и кадровый сотрудник ЦРУ.

Суверенитет только тогда чего-нибудь стоит, когда страна умеет себя защищать?

Неудобен и неугоден тот политик, который умеет, когда это необходимо, жестко отстаивать интересы своей страны?

Наконец, плох тот кукловод, который выбирает марионеток, которым на роду и на судьбе не написано предрешать судьбы народа?

Впрочем, лучше бы вовсе без "театра", артисты которого за последние 5 лет сами постоянно оказываются в роли погорельцев.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter