Подводный атаман на мир не согласен

Я плавал по разным озерам Браславщины, но нигде не видел такого чудовища, что живет рядом с моей усадьбой. Встречали ли вы когда-нибудь метрового бобра весом не менее 70 килограммов? Вряд ли. Я тоже раньше не видел и не читал о встречах с такими особями. Когда-то писал об отце этого бобра, которого в шутку и не без симпатии назвал Федором. Он тоже не был доходягой, но сынок перещеголял его по всем параметрам. В том числе и по агрессивности. Но об этом я расскажу позже, а пока попробую подвести промежуточные итоги моего лета в этом живописнейшем уголке Беларуси. 

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Разумеется, еще рано давать оценку этой поре года. Придет час — и мы поговорим об этом основательно, а пока не стерлись из памяти наблюдения, приведу некоторые из них.

Вы все помните, каким незадачливым выдался для дачников нынешний май — прохладным и мокрым. Не слишком многого ждали и от капризного в наших широтах июня. Он таким и был. Какое-то время постояли жаркие деньки, но холод конца месяца перебрался и в июль. Все в нашем хуторском поселке жаловались, что не растут огурцы. Ничего удивительного, ведь ночные температуры были слишком низкими.

Лично мне жаловаться было грешно. Основное занятие, которому я уделяю здесь значительное время, — рыбалка. Тут дела обстояли лучше, чем предыдущим летом. На моем счету значились уже шесть увесистых щук, окунь-рекордсмен и с полдесятка красавцев-лещей. Я уже не говорю про множество плотвы и густеры.

По отзывам многих читателей знаю, что они вместе с нашей семьей переживали беду аистов, живших на краю усадьбы. Молодые родители совершили ошибку, оставив без присмотра троих малышей, чем и воспользовалась стая воронов. Черные разбойники заклевали беззащитных птенцов. Так вот, эта пара построила новое гнездо, но частенько наведывалась на то место, где потеряла потомство. Все как у людей…

Будь я менее внимательным, то, скорее всего, не заметил бы перемен среди ужей и медянок. Медянки — небольшие и красивые змейки. Я читал, что они не ядовитые, но среди сельчан почему-то бытует мнение, что такой информации лучше не доверять. Тем не менее, когда около пяти лет назад я впервые увидел это создание на дорожке возле дома, не слишком испугался. Скорее наоборот, залюбовался. По бокам у медянки мягкий коричневый цвет, а на спине во всю длину тела — две светлые полоски. В тот год их в наших окрестностях появилось очень много. Однако подозреваю, что именно ужи, которые считают эти места исконно своими, выдворили соперников подальше. И вот в этом году наблюдаю активизацию старых знакомых. Это видно и по количеству раздавленных автомобилями на лесных дорогах. Еще замечу, что эта изящная змейка по-своему хитра. Если заметила, что не успела от вас спрятаться, притворится мертвой и даже от прикосновений не станет торопиться уползти в укрытие. Возможно, в других местах живут иные разновидности медянок, но я описал именно таких, что увидел сам.

И все же продолжу, как и обещал, свой рассказ о Федоре Федоровиче. Почему я посчитал его сыном того Федора, что знал раньше? Так это потому что, по известной мне информации, бобры в среднем живут в дикой природе до 17 лет. Вот и высчитал. По некоторым данным, эти животные достигают более метра в длину. Иногда речь идет и о редких, а то и вовсе исключительных случаях. Судя по всему, к таким относится и наш Федор. Похоже, он унаследовал крепкие гены своего отца и заменил его на посту вожака колонии.

Рассказать же о нем я решил, чтобы туристы, которые окажутся на нашем озере, были готовы к встрече с этим агрессивным созданием. Его голова и морда напоминают плывущего гиппопотама, а холка — хребет крокодила. И только когда Федор Федорович сделает свой знаменитый кульбит у вас на глазах, вы поймете, что это просто огромный бобер. Шутить с ним вам, разумеется, не захочется. Я несколько раз в своей жизни проваливался в старые бобровые хатки и всякий раз вспоминал случай с мужчиной, которому бобер прокусил артерию на ноге. Бедолагу не довезли до больницы. Ко всему могу добавить, что наш Федор Федорович способен ударом хвоста перевернуть резиновую лодку, на каких сейчас рыбачат многие любители.

Сам я хорошо понимаю бобрового атамана из нашего озера. Он злится на каждого, кто, по его разумению, посягнул на его территорию. Поэтому великой обиды на зверя не держу. И все же жить мирно, по-соседски у нас с ним пока не получается. Но это уже зависит не только от меня. 

Подводя промежуточные итоги уходящего лета, замечу, что в наших лесах было полно ягод. Всяких: начиная с земляники и заканчивая брусникой. Собирать их — занятие не из легких. И все же женщин, которые сдают их на заготовительных пунктах, меньше не стало. Моя знакомая из поселка, что на другом берегу озера, при встрече сказала:

— Хотелось бы, конечно, чтобы платили за килограмм побольше, но, я так понимаю, поступило меньше заказов из-за границы, из той же Европы… Выручают, как всегда, россияне. Мы тоже постараемся не потерять свой интерес при сборе брусники и клюквы. Так что все в порядке…

Я порадовался за свою знакомую и ее подруг. Все они понимают, хотя, как говорят, в академиях не учились.

Не обошлось это время для меня и без плохих новостей. Заметил, как сдал мой давний приятель Генрих, смотритель местного Дома охотника. Пять лет назад врачи ему помогли, но предупредили, что болезнь может вернуться. 

— Похоже, это время настало, — посетовал он при очередной встрече. — Но я не очень расстраиваюсь. Как-никак 87 лет прожил на белом свете. Постараюсь еще продержаться. Врачи у нас хорошие… 

«Молодец, — подумал я. — Никогда не стоит терять надежду на лучшее». 

Последнее утверждение моего приятеля действительно верное. Мы в этом и сами убедились, видя, как самоотверженно медики борются за своих подопечных. Соседка Надежда Ивановна немногим моложе Генриха, и кое-кто не верил, что она выкарабкается после ковида. А вот справились — и доктора, и сама женщина. Ее приятельница и наша соседка баба Маня вообще перенесла этот недуг на ногах и ходила летом в лес за черникой, как в лучшие свои годы. 

На моих глазах в этом прекраснейшем уголке нашей страны лето готовилось передать эстафету золотой осени. Об этой чудной и неописуемо волнительной поре я еще расскажу подробнее. Вот только отправлю журавлей в далекий путь…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter