Подводная археология в стране набирает обороты

Подводная археология в стране набирает обороты Сотрудники Национальной академии наук завершили очередную длительную экспедицию к руинам бывшего замка Вишневецких – самого мощного белорусского укрепления времен Северной войны 1700–1721 года. Ключевую роль в исследованиях сыграли партнеры Института истории НАН – дайверы клуба «Морской Пегас» Именно они искали и поднимали со дна реки Ясельды многокилограммовые мортирные ядра. Обнаружили хорошо сохранившийся штурмфал (заостренную пику для обороны крепостных валов, аналогов которому нет ни в одном музее мира) и фрагменты перекидного моста. Извлекали из заболоченных рвов обгоревшие кирпичи и прочие доказательства полыхавших в районе деревни Жабер боев против Карла XII.

«Подводных археологов» можно поздравить с очередной удачей. Однако на достигнутом они не останавливаются. Руководитель «Морского Пегаса» Андрей Лихачев анонсировал дальнейшие изыскания в районе Жабера. Начнутся они в самое ближайшее время. Такой спешке есть несколько причин:

- Нельзя упускать время и ждать весны, так как со льда удобнее работать. Но даже не это главное. Найденные ядра уникальны, такой коллекции нет нигде в мире. Однако нас больше интересуют затопленные при уничтожении замка пушки, – говорит Андрей. – Их пытались найти на протяжении полутора столетий. По слухам, несколько уже откопали и «ушли» за рубеж. Но большая часть до сих пор покоится в заболоченных рвах. Это уникальные артефакты, о которых сложено немало легенд! И я уверен, что мы подобрались к ним на минимальное расстояние. Мы на этих мортирах буквально «сидим». Есть несколько сигналов, которые нужно будет проверить. Осталось совсем чуть-чуть.

В последние годы в нашей стране обострилась борьба с «черными копателями», которые следуют по пятам археологических экспедиций и расхищают ценные артефакты. Однако они продолжают предпринимать попытки поживиться на истории. Есть такая проблема и в окрестностях Жабера. Одна из идей дайверского клуба, говорит Андрей Лихачев, популяризировать законную археологию, доказать, что совместная работа с учеными может быть не только намного более эффективной, но и принесет большую пользу стране. Ведь все находки дайверов изучаются, описываются и в последствии не оседают в частных коллекциях, не вывозятся тайно за рубеж, а выставляются на всеобщее обозрение. Так сохраняется богатая история нашего народа.

Впрочем, как говорится, не Жабером единым. У ученых-археологов совместно с «Морским Пегасом» есть несколько проектов, которые разрослись до международных масштабов. Один из них – исследования Березины в районе деревни Студенки, при переправе через которую наполеоновская армия потерпела одно из самых известных поражений. В исследованиях принимают участие не только наши ученые, но и археологи и волонтеры из Франции, Бельгии. Очередная экспедиция на берега реки состоится уже весной. Есть и менее глобальные цели (счет идет на десятки), сведения о которых пока что базируются на сказках и слухах. Перед организацией масштабных экспедиций они требуют разведки:

– Посети любую деревню, и местные обязательно расскажут об удивительном озере или реке, куда провалилась церковь, был сброшен панский клад или даже обоз с золотом! – доказывает руководитель дайвинг-клуба. – Большая часть подобных легенд таковыми и остаются. Но дыма без огня не бывает. Тот же «проект Жабер» начинался со сказок, которые ничего кроме улыбок и вызвать не могли, а на поверку оказалось, что это настоящее «золотое» дно для историков. Беларусь подводная для археологии до сих пор остается «терра-инкогнита». Давно пора приоткрыть эту завесу тайн.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter