Санкции против Беларуси – очередное звено в длинной, десятилетней цепи разделения мира на макрорегионы

Подул восточный ветер

По большому счету западный мир ввел санкции не против Беларуси. Точнее, не совсем против нас. Нерасследованная история с посадкой самолета в аэропорту «Минск-2» — только повод. Не было бы самолета, нашли бы «паровоз», «пароход», «велосипед»… «Рояль», на худой конец. Фактически санкции ввели против нашего географического положения. Уже тома написаны научных работ, как западный капитализм наступил на грабли глобализации, так и не смог преодолеть финансовый кризис десятилетней давности, глупо «залил» проблему деньгами, но и близко не подошел к ее решению… Ибо надо включать режим экономии, а этот инструмент в демократических обществах не работает: недовольный электорат выберет более сговорчивого политика. Словом, мир уже давно постепенно распадается на макрорегионы. И весьма динамично, если посмотреть на экономическую историю последнего десятилетия в ретроспективе. Беларусь до последнего времени оставалась своеобразной «форточкой» между Востоком — Западом, Югом — Севером. Но после тяжелого ковидного года и ее решили захлопнуть. Кстати, весьма грубо. Не в почете нынче на планете многовекторность. Впрочем, она же и спасает белорусскую экономику: если закрылась западная дверь для экономического сотрудничества, остается восточное направление. Конечно, было бы прекрасно работать со всем миром. Но в такую уж фазу вошла геоэкономика. И такая небольшая страна, как Беларусь, должна подстраиваться под новые реалии. Слава богу, возможности есть: у нас прекрасные отношения (и политические, и экономические) с Россией, Китаем, рядом стран Юго-Восточной Азии, дальней дуги. Есть направления, на которых можно сконцентрировать усилия. Кстати, с точки зрения экономики какой вектор перспективнее — западный или восточный — сложный вопрос.

Загрузка контейнеров с сухим молоком для КНР.
Фото Александра Кушнера

Пандемия как тест на прочность

Не надо страшные сказки рассказывать про санкции. Нет никакой петли на шее белорусской экономики. Санкции есть, а петли нет. Во-первых, западный мир под эгидой США так заигрался в санкции, что сам уже толком не знает, как со своими же санкциями и работать. Во-вторых, ограничения, которые ввел Запад, на самом деле не такие уж и страшные. Неприятные, серьезные, но далеко не смертельные. Страшно было в прошлом году. Вот тогда были «САНКЦИИ», только их называли эпидемиологическим локдауном. Тогда ЕС закрыл и свои границы, и компании. Европейские компании, даже если не уходили на покой, не могли трансакции через банки оформить! Вот в прошлом году были действительно проблемы. Но наш реальный сектор их решил: оперативно выстроил новую логистику снабжения (европейские комплектующие не поступали), систему сбыта… Поэтому страна и вышла почти на «ноль», а не упала.

Расслабляться рано. Точнее, когда находишься на перепутье евразийских (считай — мировых) дорог, надо держать ухо востро перманентно. Но надо отдать честь нашей экономической модели и менеджменту, который ее выстраивал: она получилась гибкой и сейсмически устойчивой. И пандемия — серьезный тест на прочность.

C точки зрения экономики какой вектор перспективнее — западный или восточный, — сложный вопрос.
modes.com

Запад строит «китайскую» стену

Надо признать, что долгое время белорусская экономика развивалась по принципу страны, которая связывает экономически разные миры. Мы успешно использовали близость российской сырьевой базы для снабжения ЕС, европейские технологии для производства качественных и относительно недорогих товаров для поставки на рынки ЕАЭС и той же Украины. Она вроде ближе к Европе в политическом отношении, но в экономическом западные товары для этой страны слишком дорогие. А собственная индустрия находится не на высоте. И после постсоветского развала ее никто из зарубежных партнеров не торопится возрождать. А от дружеских рукопожатий западных лидеров то же украинское машиностроение ренессанс не «поймает». Поэтому наши автобусы МАЗ и другая сложная техника пользовались и спросом, и уважением в этой стране. Нет, не спорю, возможно, «Мерседес» если не лучше, то круче. Если средства позволяют. Но это уже проблемы руководства братской страны: ему-то придется объяснять, за какие цели Киев стремительно ворвался в мировую свару вокруг Беларуси.

Когда немцы, французы, американцы говорят, что им генетически неприятно наше политическое и социальное устройство, — кривят душой. До ковида в Минск эскадрильями летали западные делегации: присматривать площадки для размещения своих высокотехнологичных производств. До пандемии, когда мир еще пытался работать по принципам глобализации (хотя уже и ограниченной), наша страна очень интересовала инвесторов как производственная площадка для выхода на рынок ЕАЭС. Но вирус перекроил все экономические кривые. И нашу страну, которую еще пару лет назад восхваляли, стали несправедливо обзывать. Такое случается у непоследовательных личностей.

Европа очень боится Китая. Панически. Как и России. Не в военном плане, а в экономическом. ЕС и США толком еще не переварили последствия локдаунов. Восток преодолел смутное эпидемиологическое время более успешно. И теперь ослабленный западный мир пытается выстроить «китайскую» стену вокруг своих границ. Ибо своей излюбленной чистой конкуренции не способен выдержать. А Беларусь и является этой самой границей. Кстати, чуть раньше надежно ее «захлопнули» на украинском направлении. Пришедший в президентское кресло с «голубиной» программой Зеленский после ковида стал щелкать гусеницами танков, которые ему подкинули американцы. Конечно, рано или поздно дипломатические контакты с Россией возобновятся. Как и экономическое сотрудничество. Но, предположу, это произойдет только после того, как Запад «очухается» и почувствует себя достаточно сильным, чтобы конкурировать с Востоком.

Врачи говорят, что не так страшен сам ковид, как его последствия. Для геоэкономики этот тезис сработал четко. Конечно, от последствий потеряют все. Потеряет и Беларусь. На каком-то очень коротком этапе. У многих наших предприятий кооперация по восточному направлению намного сильнее, чем по западному вектору. Спасибо Европе, которая закрывалась от наших товаров всеми правдами и неправдами. Конечно, ряд наименований продукции мы туда поставляли. Но, как правило, биржевых товаров. Их сбыть сможем на открытом рынке. Вся продукция с высокой добавленной стоимостью, так называемая высокотехнологичная, в основном уходила на Восток и дальнюю дугу. Эти направления для нас открыты. Более того, интеграция будет еще теснее. Надо признать, что до определенного времени наши восточные партнеры смотрели с некоторой озабоченностью на белорусский западный вектор. ЕС и США исключили эту озабоченность, создав дополнительный инвестиционный и технологический цикл для Беларуси по восточному направлению.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter