Валерий Маскевич принял участие в создании проекта интернет-портала «Виртуальная Беларусь»

Подсветим историю фарой

Сотрудник Гродненского научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза Валерий Маскевич (на снимке в центре)  принял участие в создании проекта интернет-портала «Виртуальная Беларусь». Эта работа вышла в финал Республиканского конкурса инноваций Белорусского инновационного фонда. 


Парню всего 24 года. Он уже успел защитить магистерскую диссертацию и не собирается останавливаться на достигнутом. Молодой человек доволен своей работой, коллективом и очень гордится своим любимым Гродно. Жаль, в нем не увидишь былой жемчужины архитектуры – Фары Витовта. Именно поэтому Валерий помогал воссоздавать 3D-модель культового сооружения многовековой давности. И во многом преуспел.

Валеру Маскевича всегда увлекала радиоэлектроника. Но после окончания гродненской гимназии № 1 имени Е.Ф. Карского он решил поступать в ГрГУ имени Янки Купалы на строительный факультет. Активный студент участвовал в самых разных мероприятиях университета. На 4-м курсе пришел на презентацию книги «50 лет без Фары Витовта». Там и познакомился с историками, авторами этой книги. 

– История храма впечатлила, – вспоминает молодой человек. – В то время мы как раз изучали компьютерную графику, в том числе программу Arhicad. И у меня возникла идея создать 3D-модель этого утраченного памятника архитектуры. На самом деле это оказалось не так просто, как хотелось. На протяжении полугода велась кропотливая работа с использованием старых чертежей. Приходилось точно переводить старинные единицы измерения, используемые при строительстве, в современные. Таким образом, были созданы новые чертежи, план, разрез, фасады. С помощью компьютерной программы были созданы трехмерные модели. В 2014-м успешно выступил на факультетской конференции, и мне предложили продолжить эту работу. Вместе с моим научным руководителем Анатолием Давыдовичем мы продолжили исследования по проблеме регенерации утраченных памятников архитектуры на примере Фары Витовта. 


Чуть позже родилась идея о создании проекта интернет-портала, где можно было бы детально изучить существующие памятники архитектуры в виде 3D-галерей и фотографий и утраченные – в виде 3D-моделей. Например, чтобы увидеть изначальный облик городской площади, надо добавить туда не только Фару, но и ратушу. Ее по непонятным причинам тоже уничтожили в 1946 году.

Фара Витовта – действительно уникальный памятник нашей истории. В своей диссертации Валерий пишет: «Есть в Гродно на Советской площади неприметный скверик, расположенный между Дворцом культуры текстильщиков и Домом профсоюзов. Когда-то на этом месте возвышался храм, который в разные времена называли по-разному: костел Богоматери или Успения Пресвятой Девы Марии, Софийский собор, Гарнизонный костел, но более известный как Фара Витовта. На протяжении многих веков единственное было неизменным – он был главным храмом города над Неманом».

Действительно, история будто бы играла святыней, давая ей разные названия и статусы. Первоначально это было деревянное строение, возведенное в 1392 году самим Витовтом. Позже оно перешло во владение Стефана Батория и приобрело ренессансный стиль. Это было в 1586 году. Кстати, он завещал похоронить себя под  сводами Фары, но поляки решили перезахоронить его в Кракове. В 1804-ом году храм стал православным, получив название Софийского собора в Гродно. Долгое время он был главным православным храмом, а потом вновь стал католическим. Польские реставраторы отстроили его в готическом стиле. А вот во времена СССР хотели сделать в храме то кинотеатр, то Дом физкультурника, а затем и вовсе сровняли с землей. 

– Это пилотный проект, который позволит другим энтузиастам продолжить изучение данной проблемы, – говорит молодой человек. – Пусть даже реальные шаги по восстановлению храма будут сделаны через несколько поколений. Для начала надо подготовить к этому общество. Лично у меня ушло 3 года с момента знакомства с краеведами и историками до создания 3D-модели Фары. Примерно год по несколько часов в неделю я уделял внимание компьютерной программе. А далее, уже при подготовке диссертации – расчетным данным. Вся эта работа в дальнейшем поможет определить характеристику материалов, из которых можно было бы восстановить данный храм. Сейчас, в основном, реконструкция памятников истории производится из современных материалов. Они не способны создавать атмосферу старины. Поэтому главная тема моей работы – регенерация храмов в том виде, в котором они существовали много веков назад. При расчете выяснилось, что при использовании керамического кирпича марки М-100 и раствора марки М-50 максимальное напряжение при сжатии будет составлять 1 МПа. Это лишний раз доказало, что раньше строили с большим запасом прочности. 

В ОАО «ГИАП» Валерий Маскевич работает с 2014-го года. Он занимается проектированием фундаментов и других железобетонных конструкций для крупных предприятий страны. Работа эта очень ответственная и сложная. Но молодому человеку она очень нравится. Тем более, коллектив института молодой и перспективный. Кроме работы парень увлечен историей, играет на гитаре и очень любит путешествовать по Гродненщине. Наверное, нигде больше не найти столько памятников архитектуры, старинных усадеб и дворцов. Вот уж где поле для исследований. 

Tanula.K@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter