Подставить щеку бьющему тебя

В  эту субботу после захода солнца и на следующий день евреи будут читать в синагогах Свиток Эйха, или более известный всем Плачь Иеремии
В  эту субботу после захода солнца и на следующий день евреи будут читать в синагогах Свиток Эйха, или более известный всем Плачь Иеремии. Произойдет это в один из самых печальных дней еврейского календаря — 9 ава. В этот день было определено, что поколение евреев, вышедших из Египта, не войдет в Израиль. В этот день был разрушен Первый Храм в Иерусалиме. 

В этот день также был разрушен Второй Храм. И в этот день, 9 ава, враги сровняли Иерусалим с землей. О разрушениях и бедах мы можем почитать в книгах Млахим (Первая книга Царств, глава 6, и Вторая книга Царств, глава 25). А в самом Плаче Иеремии в пяти главах — прочувствовать всю боль и скорбь от потерь и разрушений. “С опасностью для жизни достаем себе пропитание, меч поджидает нас в безлюдных местах. Девушки городов Иудеи отданы на поругание. Вожди народа казнены. Веселие сменилось трауром. Померк свет глаз наших”, — в этих и других словах Свитка Эйха нет надежды и слишком много отчаяния. 

В пост 9 ава, когда мы не едим, не пьем и стараемся избегать любых развлечений и наслаждений, мы вспоминаем и другие печальные события истории, которые можно найти в молитвеннике “Труд Души”. 9 ава 1290 года — евреи изгнаны из Англии, 

9 ава 1306 года — из Франции, 9 ава 1492 года — сотни тысяч евреев изгнаны из Испании, 9 ава 1670 года — из Австрии. 

В 1941 году на 9 ава евреи Польши были согнаны в гетто, и в этот же день через год начались массовые депортации евреев в лагерь смерти Треблинка. 9 ава 1952 года завершился процесс над Еврейским антифашистским комитетом, после которого многие евреи, активисты комитета, получили сроки и были расстреляны. И это далеко не все скорбные события, произошедшие с евреями 9 ава.

Пророк Иеремия оплакивает не только разрушения и страдания, выпавшие на его век. Все главы Свитка, ведущего свою историю с VI века до нашей эры, кроме третьей, поделены на 22 предложения. Комментаторы пишут, что это отсыл к 22 буквам еврейского алфавита и знак того, что на каждую букву есть своя радость и свои горести и печали. Однако в третьей главе, где 66 предложений, или три раза по 22, сказано: “Ибо никогда не покинет Господь”. Мы как будто видим надежду там, где ее, казалось, не видно. Но в предыдущем предложении мы читаем: “Пусть подставит он щеку бьющему его”... Неужели надежда — в принятии ударов судьбы и бездействии? Нет. В этой же главе есть обращение не только подставить щеку, но и сделать все необходимое для искупления: 

“В тот день, когда звал я Тебя, Ты приближался, говоря “Не бойся!”.

Это очень непросто — вспоминать дни гонений, уничтожений и позора. Это очень сложно — удержать веру, принимая удары по щеке, черные полосы в жизни, которые являются не только испытанием для нас, но и призывом идти дальше. Наши традиции, книги, даты всегда были и будут помощниками для нашей веры, надежды и стойкости. 

И пусть Всевышний дарует нам силу духа для преодоления и стойкость веры для следующего шага — шага надежды.

Раввин Григорий Абрамович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter