Какие проблемы в развитии потребкооперации Беларуси

Подсказки увеличат товарооборот

Чтобы вывести кооператоров на достойный уровень, необходима и помощь производителей товаров, и властей...
Темпы роста затрат в отрасли превышают темпы роста выручки от реализации. Неудивительно, что по итогам 2013 года чистая прибыль снизилась в 2,3 раза. Работая на заложенном еще в советские времена фундаменте, важнейшая для сельчан структура уступает современным логистическим компаниям в ценах на идентичные товары и скорости их продвижения. Бывший монополист в райцентрах и сельской местности стремительно теряет позиции на внутреннем рынке. В экспорте товаров доля Белкоопсоюза также ничтожно мала — менее одного процента. На эти факторы указывал в конце января 2014 года и глава государства на совещании о состоянии и развитии потребкооперации Беларуси. 


Untitled-1.pngСтоль пристальное внимание к потребкооперации на самом высоком уровне вполне объяснимо. Приведу только две цифры. В сфере занято более 70 тысяч человек. Они обслуживают около трех с половиной миллионов граждан, почти треть населения страны. Отсюда ясно, что эффективность структуры, качество ее работы — тема государственной важности.


Весьма существенна и социальная роль потребительской кооперации. Но сводить ее к банальной сети магазинов, снующим по провинциальным дорогам автолавкам да всевозможным заготконторам было бы слишком просто и недальновидно. Хотя кооперативные магазины ежедневно посещают сотни тысяч человек, назвать потребкооперацию снабженческо-заготовительной системой язык не поворачивается. Это самое настоящее явление в жизни общества. И его успехи, как и проблемы, не могут не волновать каждого. Работу Белкоопсоюза по разным направлениям оценили на коллегии Комитета госконтроля Беларуси.


Как заявил исполняющий обязанности председателя комитета Леонид Анфимов, Президент, Правительство оказывают отечественной потребкооперации системную поддержку, чтобы помочь в условиях бурного развития рыночных отношений не потерять лицо. Но вот существенной отдачи пока не видно.


Серьезные проблемы на одном из главных направлений деятельности — заготовках. Прошлый год отмечен небывало низким темпом роста закупок у населения сельскохозяйственной и дикорастущей продукции. Не выполнены задания по картофелю, садовой землянике, семечковым и косточковым плодам, чернике, грибам. Заготовка клубники, черники, грибов фактически отдана частникам. 


Постоянно снижается и удельный вес кооператоров в розничном товарообороте страны. Если в 2009 году он составлял 12,8, то в 2013-м уже 9,8 процента.


Потребкооперация может стать не только стратегическим элементом в экономике республики, но и ее ярким национальным брендом. Но, справедливости ради, не обнадеживает пока создание розничной торговой сети потребкооперации «Родны кут». На 1 мая нынешнего года в стране под этим брендом функционировали 2049 объектов. Это пятая часть магазинов «Белкоопсоюза». Однако между ними и другими торговыми точками потребкооперации разницы фактически нет.


К сожалению, давно перестала конкурировать с пищевой отраслью и кооперативная промышленность. Традиционная для белорусов переработка — соленые огурцы, моченые яблоки, квашеная капуста — всегда востребованы на внутреннем рынке. Но перепрофилирование предприятий идет медленно, а созданные мощности используются не полностью. Например, 9 миллиардов рублей вложено в цех по выпуску быстрозамороженной продукции Ивановского райпо. Но в прошлом году он приносил одни убытки, а мощности были загружены только на 46 процентов.


Словом, проблем у потребкооперации, как в бочке огурцов, которая может и треснуть. Это вовсе не означает, что одна из крупнейших и к тому же старейших торговых организаций страны — бесперспективная. Как сказал на заседании коллегии председатель правления «Белкоопсоюза» Валерий Иванов, проблемы действительно есть, и подсказки КГК пойдут только на пользу. Не критикуют того, кто не работает. Более 90 процентов продукции кооператоры реализуют отечественного производства. Однако работать приходится сейчас в условиях жесткой конкуренции, которая заставляет искать новые пути к покупателю. Так, на базе трех разных предприятий, которые занимались одной и той же деятельностью, организован оптово-логистический центр. Это одно из поручений главы государства. Появилась возможность централизовать закупки, что позволит стабилизировать цены. 


Чтобы вывести «Белкоопсоюз» на достойный уровень работы, усилий одних кооператоров все же недостаточно. Необходима помощь производителей товаров, местных властей. При слаженной совместной работе можно улучшить и закупку излишков продукции у сельчан, и переработку. А это уже экспортные возможности. Сделанные по народным рецептам, без искусственных добавок, мясные «прысмакі», соленья, варенья, соки — такой продукт всегда высоко ценился как отечественным, так и зарубежным потребителем.


Александр ШЕВКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter