Подскажите, как пройти в библиотеку?

Некоторые из нас разучились принимать самостоятельные решения

Привыкнув переадресовывать все свои проблемы органам власти, некоторые из нас разучились принимать самостоятельные решения

— Нет, ну вы мне ответьте, почему в магазине около моего дома продают только 18—20-процентную сметану? Нужно, чтобы корреспондент обязательно приехал и разобрался в этой проблеме, — возмущался в трубке разгневанный мужчина.

Интересуюсь, обращался ли он к директору торговой точки, оставлял ли свои предложения в книге замечаний. Оказалось, что нет — сразу решил начать с газеты.

Еще пример. В «Р» обратился житель Гомеля. Не просит — требует рассказать ему о том, как взять в аренду участок, но при этом… не иметь никаких контактов с местной властью. Он, мол, исполкому не доверяет, дел с ним никаких иметь не хочет. Между тем вопросы аренды находятся в ведении местной власти. Просьбу заканчивает лаконично: она, мол, небольшая и выполнить ее несложно… Пускай редакционный юрист возьмет на себя все заботы по оформлению его участка.

Почему-то никому не приходит в голову звонить в аптеку и интересоваться, например, как проехать на вокзал или какой продуктовый рынок лучше. А вот подобные обращения в редакцию не редкость.

Одних интересуют адреса, названия и месторасположение организаций, другие жаждут бесплатной юридической помощи, особенно когда это касается имущественных споров, третьи и вовсе представляют целый список вопросов, начиная от социально-бытовых, заканчивая законодательно-государственными.

Иногда организации, полностью укомплектованные юристами, экономистами, работниками отдела кадров, перенаправляют нам целый ряд вопросов, касающихся их непосредственной деятельности. И далеко не всегда эти вопросы серьезны и неподъемны. Просто легче получить готовый ответ, чем думать самим, консультироваться у специалистов или искать ответы в нормативной базе.

Впрочем, случаются и курьезы. Один наш читатель, регулярно обращающийся в газету, настоятельно рекомендует найти сведения и написать о том, как советские ученые лет тридцать назад вышли на прямой контакт с… инопланетянами. Говорит, соседка по телевизору такую информацию слышала. Другой предлагает отменить медицинский осмотр для пожилых автолюбителей, мотивируя тем, что стоять за справкой в очереди нет… здоровья.

Как журналист отдела писем, я априори занимаю позицию простого человека, которого, возможно, не выслушали люди, наделенные полномочиями, до конца не разобрались в его вопросе, а то и вовсе «отписались» от него. Всякий раз стараюсь вникнуть в суть проблемы, ведь многие обращаются к нам, как в последнюю инстанцию. Как, например, пенсионер Владимир Шут из Ратомки, дом которого разваливается из-за незаконного строительства, развернутого соседями. Корреспондент «Р» неоднократно пыталась привлечь внимание к этой проблеме в своих публикациях. Но… Реальная ситуация значительно отличается от той, которая указана в официальных ответах. Как бы то ни было, а незаконная реконструкция жилых помещений, от которой страдает уважаемый человек, до сих пор не прекращена.

Совсем иначе относишься к людям, для которых жалобы стали смыслом жизни. Специалисты отдела обращений граждан одного из райисполкомов показали мне переписку с местным «правдорубом». Глядя на увесистый том переписки (а это его обращения и ответы специалистов за последние два года), я понимаю всю бессмысленность подобных письменных упражнений. Сколько сил, времени и энергии тратится на решение проблем, которых, в принципе, и нет, а повод обратиться всегда найдется. В этом случае он материализовался на страницах книги замечаний и предложений в виде 54 требований, среди которых я не увидела ни одного более или менее обоснованного.

И как быть в таких случаях тем, кто призван охранять интересы граждан? По закону чиновник вынужден вовремя реагировать на каждое обращение, даже если оно не единственное в своем варианте. Ни для кого не секрет, что заново переписанная жалоба, в которой лишь слегка изменены факты, считается новой и требующей рассмотрения. И кто в таком случае не защищен? От претензий, необоснованных обращений и отрицательных эмоций — верных спутников жалобщиков.

Конечно, чиновник и работает для того, чтобы решать проблемы местного населения. Ни в коем случае не хочу никого обидеть, ведь в большинстве случаев люди обращаются к специалистам, потому что сами не в состоянии уладить вопрос. Но когда этим занимаются молодые здоровые люди, привыкшие, что все проблемы за них решат, стоит лишь обратиться, становится очень обидно. В связи с этим показательна история одной многодетной семьи, которая буквально завалила исполком обращениями с просьбой помочь убрать двор и привести в порядок забор. В итоге работники сельсовета красили забор и приводили в порядок огород, а «нуждающиеся» в помощи в это время за всем наблюдали из окна. Как таким объяснить, что помимо законных прав у них есть еще и обязанности? Например, попытаться самостоятельно решить свои проблемы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter