Подпольно, днем, на служебном компьютере

В Совете Министров обсудили, как улучшить работу проектных институтов и архитектурных бюро

Проектирование  объектов  в  подобных  условиях  стало  нормой… 

«Куплю действующую проектную организацию» — такое рекламное объявление недавно появилось на страницах нашей газеты. О том, что в услугах квалифицированных белорусских проектировщиков нуждается Москва и Питер, в личных беседах с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским не раз и не два говорили мэры этих мегаполисов Юрий Лужков и Валентина Матвиенко. Растущие объемы строительства жилья, объектов социальной сферы и бизнеса заставляют устраивать гонку за знающими кадрами, переманивать их в соседние страны. Но могут и заинтересованы ли отечественные проектные институты и архитектурные бюро создавать конструкторскую документацию не только качественно, но и быстро? Об этом вчера речь шла на совещании с участием руководителя правительства, представителей Администрации Президента, Госконтроля, профильных министерств и ведомств в БелНИИП Градостроительства. 

Сергей Сидорский предложил уйти от отчетов и перейти к конструктивному диалогу. И предоставил слово литовскому бизнесмену, с которым на днях провел переговоры. 

— Литовцы намерены участвовать в реконструкции стадиона «Трактор», а также киностудии «Беларусьфильм». Каждый из этих проектов обойдется в 200—300 миллионов долларов. Есть ли у вас претензии к нашим чиновникам из Минстройархитектуры? 

И хотя зарубежный инвестор дипломатично умолчал о проблемах, премьер-министр сам привел несколько примеров. Непонятно, зачем проект созданного в России сооружения белорусские проектировщики перерабатывают, подгоняя под отечественные стандарты, из-за чего тот становится втрое дороже. 

— Зачем мы переделываем запроектированное известными международными корпорациями, англичанами или датчанами? Одно дело — Арабские Эмираты, где все время 40 градусов в тени, другое – Россия, которая находится в той же климатической зоне, что и мы. Инвестор уже заплатил деньги за проектирование, давайте проведем экспертизу его проекта, но зачем же его полностью переделывать? – заметил Сергей Сидорский. 

Устоявшуюся, донельзя забюрократизированную систему подготовки к строительству необходимо ломать, продумывать иные подходы и внедрять новую нормативную базу, считает руководитель правительства. Иначе каждый чиновник, прописав себе законы, становится их же заложником. 

Министр сельского хозяйства и продовольствия Семен Шапиро на собственном опыте изучил «подводные камни» подготовки к строительству крупных объектов. Из 118 молочно-товарных ферм, которые ему необходимо начать строить уже в нынешнем году, спустя девять месяцев проработаны проекты лишь на 23-х. 

— Не секрет, что у нас процветает подпольное проектирование – в рабочее время на государственном оборудовании. Поэтому приходится идти не к директору института, а к частнику, который выполнит проект намного быстрее, за те же деньги, а порой и дешевле. 

Механизм неспешной работы проектировщиков пояснил министр строительства и архитектуры Александр Селезнев. Если на проектирование в течение полугода выделяется 70 миллионов рублей, то на трехмесячное – вдвое меньше. Естественно, проектировщики не заинтересованы торопиться, теряя солидный денежный куш. 

Как излечить эту и многие иные болезни строительной системы, предложили сами проектировщики. Среди пятнадцати предложений, озвученных директором БелНИИП Градостроительства, большинство были поддержаны премьер-министром. Например, необходимо вернуться к госпланированию, когда работа над тем или иным проектом распределялась по проектным институтам. Нехватка молодых кадров – еще одна извечная болезнь, лечить которую следует увеличением набора в вузы по специальности «проектировщик» не менее чем на треть. К тому же молодежь не может быстро расти по служебной лестнице – нынешняя система, предложенная Минсоцзащиты, позволяет стать руководителем звена как минимум через 15 лет, в то время как раньше этот срок был вдвое короче. Параллельное проектирование – не панацея, а бич проектировщиков. («Все делается быстро, а подумать времени нет».) Между тем в прошлом году подобным способом планировалось построить 80 объектов, а в нынешнем — уже 169. Естественно, это не лучшим образом сказывается на качестве проектов. Ну и наконец, бонусная система премирования, которую предстоит разработать Минстройархитектуры совместно с Минсоцзащиты, подстегнет проектировщиков работать быстрее и заинтересованнее. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter