Подписали и... забыли

«Какой кошмар! — говорят жители минской улицы Слободской. — Мало нам авторынка, дымов от ТЭЦ–4, шума и копоти от кольцевой дороги... Теперь прямо под окнами будет еще и автозаправка!»...

«Какой кошмар! — говорят жители минской улицы Слободской. — Мало нам авторынка, дымов от ТЭЦ–4, шума и копоти от кольцевой дороги... Теперь прямо под окнами будет еще и автозаправка!»


«Какой кошмар! — думают инвесторы. — Мы только в подготовку площадки под АЗС уже вложили больше ста тысяч у.е. Мы начали работы, получив абсолютно все разрешения и согласования. На это ушло более трех лет! Кто вернет нам деньги и время, если дело станет?»


Инвесторы и граждане лоб в лоб, шумно и нервно сталкиваются на стройплощадке — это я утверждаю. А теперь предполагаю. «Какой кошмар!» — думают в районной администрации. — Надо же как–то вмешаться в конфликт, сгладить его. Не хочется...»


Поясню. АЗС строится в том месте, где улица Рафиева упирается в Слободскую, возле авторынка. Заправка должна расположиться между МКАД и жилыми домами. Жители ближайших к объекту домов пытаются строительству помешать. Несколько раз ломали сетчатый забор, которым огорожена площадка. Однажды дошло до столкновения. Григорий Кожедуб, житель 31–го дома по Слободской, пришел с дочерью сфотографировать ход работ. Это не понравилось строителям: любопытствующий получил доской по ноге...


Здесь состоялось уже несколько то ли собраний, то ли митингов. 26 марта были полторы сотни человек. Выступали, вели протокол. 27 марта людей было меньше, протокола не вели, зато раздавались призывы... перекрыть кольцевую дорогу. Иначе, мол, нас никто не услышит.


Люди утверждают, что их обманули. Попытка построить здесь АЗС уже предпринималась, но протесты возымели действие. А потом ближайшие дома обошли молодые люди с опросными листами. Дескать, желаете ли благоустройства свободной территории? Люди дружно подписывались. Позже оказалось якобы, что они ставили подписи... в пользу АЗС. «Подлог! Требуем расследования!» Эти обвинения и звучали на собраниях, и были адресованы в редакцию несколькими факсами.


Убедительно? Лично я могу сочувствовать (и сочувствую) тем, кто не хочет видеть АЗС под окнами, но газета должна быть объективной. Так вот упомянутый пакет подписных листов сохранился. В оригинале. Исписанный разноцветными чернилами. Мне показали его в офисе фирмы–застройщика, СП ООО «Белнефтьресурс».


Формулировка вопроса: «Какие интересы жильцов прилегающих домов необходимо учесть при строительстве АЗС?» Ф.И.О., адрес, подпись — все как положено. Варианты пожеланий: «будет шум, мне нужны окна ПВХ», «посадить деревья», «построить детские площадки», «не строить АЗС», «поставить щиты от шума»... А вот четыре подряд однотипных пожелания: «хочу скидки на АЗС», «нужны льготы на обслуживание АЗС»...


Люди знали, что подписывали! Опрос шел в августе — сентябре 2006 года. «Мы настаивали, чтобы жильцы собственноручно прописали пожелания, — говорит Андрей Никишкин, заместитель директора СП. — Если бы общественное мнение было против, мы бы не взялись, не рискнули!»


Но большинство не возражало. В ближайших к АЗС домах были опрошены жильцы 78 процентов квартир. «За» высказались 199 (61 процент опрошенных), «против» — 62 (19 процентов). После чего был согласован план благоустройства: не взамен АЗС, а в дополнение, в нагрузку. Затраты немалые: обустройство дворовых территорий, детской площадки, парковой зоны...


Опять же мне лично кажется, что заправка в Малиновке будет значительно ближе к жилью, чем большинство АЗС. Но важно другое. От дома до ближайшей топливораздаточной колонки здесь будет около 70 метров, хотя допускается 25. Нормы не нарушены. Близкие к жилью АЗС привычны в Европе, подобные уже есть в Минске. Но протестующих это не убеждает! Они возбуждены и... не услышаны.


...Статья «Особняк» в номере от 5 февраля (о «бизнес–центре» среди жилой застройки) имела подзаголовок: «С гражданами надо советоваться!». «Надо прислушиваться к людям!» — называлась статья, опубликованная 13 марта. Речь шла о градостроительной проблеме на минской улице К.Маркса. Рядовой проблеме, которая, однако, достигла накала конфликта и в таком качестве дошла до верхов государственной власти. Лишь по той причине, что чиновники районного уровня не удосужились снизойти до уважительного разговора с гражданами.


«К конфликтным ситуациям приводит неумение работать с людьми... Нужно давать горожанам больше информации и прислушиваться к обратной связи, — признавало официальное лицо.


И что же мы видим в Малиновке? Точно то же: неумение работать с людьми, нежелание с ними разговаривать. Или боязнь того и другого?


Ведь что происходит? В целом в благополучном и спокойном Московском районе Минска возникла «горячая точка». О предстоящих собраниях жильцы улиц Рафиева и Слободской мало того что извещают администрацию — просят: придите, объяснитесь. Никто не приходит!


Пытается объясниться лишь Андрей Никишкин. Но скорее злит собравшихся. В нем видят алчного бизнесмена, на него и валятся все шишки. Понятно, что инвестор желает скорее начать работы. Ведь он, по большому счету, лишь исполняет данное властью поручение, фактически «госзаказ».


Повторюсь, что инвесторы и жильцы в равной мере заслуживают сочувствия. Его не заслуживает лишь позиция чиновников. Возможно, следует выйти к людям и показать им оригиналы подписных листов. Смотрите, мол, никакого подлога! Мы выполняем ваш наказ честно. Следует напомнить, что недовольное меньшинство должно уважать мнение большинства, — как иначе?


А если люди передумали и недовольные стали большинством? Тогда им надо разъяснить, что градостроительные планы не могут зависеть от смены настроений. Что, призывая власть к последовательности, граждане должны вести себя так же. В любом случае следует предупредить особо горячих, чем может обернуться попытка перекрыть кольцевую дорогу...


Все это, по логике вещей, должен был сказать собравшимся представитель районной администрации. Если бы хоть раз к людям пришел. Возможно, он сказал бы что–то иное. Не буду гадать. Каждый должен заниматься своим делом. Предприниматели —   продвигать бизнес. Чиновник — решать возникающие у людей проблемы и сглаживать конфликты. Газета — сообщать: проблема решена, конфликт исчерпан.


Иначе будем постоянно наступать на одни и те же грабли...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter