В новогрудском ЛТП рассказали о первых результатах интересного проекта

Подняться со дна стакана

Иосиф не скрывает: «Пил. Бывало, беспробудно. Ну и пошло: дома — скандалы, которые в итоге заканчивались для меня в отделении милиции». Иосиф — один из немногих участников стартовавшего в июне прошлого года пилотного проекта комплексной медицинской реабилитации граждан с синдромом алкогольной зависимости. Новую концепцию системного подхода, включающего медицинский, социальный, воспитательный и психологический компоненты, разработали специалисты пенитенциарной системы и Минздрава. Журналистам о первых результатах проекта рассказали в новогрудском лечебно-трудовом профилактории.


Комплексный метод, говорит мне Владислав Мандрик, заместитель начальника Департамента исполнения наказаний, опробовать решили в мужском ЛТП № 5 и женском ЛТП № 9 Витебска:

—  Тех, кто захотел участвовать в программе, поселили отдельно, специально оборудовали для них помещения. Однако одного желания кандидатов было недостаточно. Группы формировали с учетом уровня реабилитационного потенциала граждан, оценки их соматического состояния, личностного развития, тяжести последствий алкоголизации и других факторов. И уже к июню прошлого года — к началу самого проекта — в новогрудском профилактории в группу отобрали 21 человека, в витебском — 16.

Сначала участников протестировали и выяснили, есть ли у них признаки депрессивного состояния, каковы были мотивы употребления алкоголя. Со слов собеседника, психотерапевтическая программа состояла из сеансов как групповых, так и индивидуальных занятий с психиатром-наркологом и психологом, из выполнения методик, технологий и упражнений психотерапевтического воздействия. С каждым человеком из группы проводились индивидуальные консультации и беседы, клинико-диагностические интервьюирования — для сбора информации и изучения психологического анамнеза. Проанализированы жизненные ситуации и возможные альтернативы. Вместе с тем людям прививали навыки трезвого поведения, а также коммуникативные навыки, социальные, бытовые и трудовые. Проводилась психокоррекционная работа, в том числе библиотерапия и фильмотерапия, а затем — обсуждение и заполнение персональных дневников по пройденному материалу.  


Через все это прошел и Иосиф. Говорит, что раньше пытался бросить пить самостоятельно, но всегда срывался. А когда попал в ЛТП и узнал о наборе экспериментальной группы, сам в нее попросился. Тесты прошел, и началась работа:

— Психологи, наркологи, по воскресеньям — занятия со службой анонимных алкоголиков, работал в ЛТП, плел корзины. Также с нами встречались представители управления по труду, занятости и соцзащите, центра гигиены и эпидемиологии,  суда, милиции.

Мой собеседник оставил профилакторий в начале января, на работу устроился. Говорит, что рад участию в проекте: «Когда человек пьет, то не видит ни семьи,  ни  работы, ничего. А я теперь хочу иначе. Алкоголь — не выход. Сейчас в моей компании вообще нет пьющих, всеми силами стараюсь помочь семье, детям и внукам. А для души и снятия напряжения — рыбалка».

А вот Александр в новогрудском ЛТП всего пару недель, для него новая реабилитационная программа только началась. Дома ждут дети и жена,  которые искренне верят, что на этот раз ему удастся справиться с беспощадным недугом. Пока же у Саши — психокоррекционное занятие и он показывает на графиках периоды запоев, рассказывает, что на них толкнуло. «Вот тут все было хорошо, — указывает на волнистые линии. —  А тут — график вниз, это я запил, потому что мать умерла. А здесь — был  развод».


Понятно, что в ЛТП — самые сложные случаи употребления алкоголя, и необходимость взглянуть на проблему реабилитации по-новому назрела давно. Промежуточные результаты пилотного проекта Сергей Осипчик, замдиректора по медчасти РНПЦ психического здоровья, оценил положительно. К примеру, уже видны позитивные изменения по большинству психодиагностических шкал. А это свидетельствует о переменах в сформированной ранее иерархии алкогольных ценностей и появившейся альтернативной позиции, которая связана с пониманием последствий употребления алкоголя. Что не менее важно — у людей появились навыки объективного анализа  ситуации, они стараются сохранить свой социальный и семейный  статус.

По мнению специалистов, комплексная медреабилитация позволила достичь  купирования тяги к спиртному, коррекции последствий запойной жизни, повышения мотивации к труду.  И хотя  делать выводы по поводу нового комплексного подхода к решению наболевшей проблемы пока рано, промежуточные результаты обнадеживают. Этот опыт применят и в других ЛТП, реабилитационная программа продолжится и после того, как ее участники покинут профилактории.  

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter