В тяжелой атлетике разгорается допинговый скандал

Поднять мало — нужно доказать

Двое белорусских тяжелоатлетов оказались в центре допингового скандала. По итогам проверки проб «А» участников недавнего чемпионата мира в Хьюстоне запрещенные препараты обнаружены в пробах Анастасии Новиковой и Александра Венскеля. Спортсмены временно отстранены от соревнований и, если обвинение подтвердится, будут дисквалифицированы. Причем для Новиковой, уже отбывавшей дисквалификацию в 2005 году, нынешний «бан» может стать пожизненным. Впрочем, ставить точку в этой истории пока рано.


«Допинговые неудобства» участникам чемпионата мира по тяжелой атлетике обещали еще до прилета в Хьюстон. На фоне заварившейся в легкой атлетике каши организаторы собирались прислать офицеров Всемирного антидопингового агентства едва ли не в аэропорт. К слову, по этой причине многие сборные, опасаясь давления и провокаций, до последнего сомневались, стоит ли вообще лететь на турнир. И оттого нынешний скандал видится еще более странным и неожиданным. Попались ведь не только белорусы. Отстраненными за последние несколько недель оказались аж 24 спортсмена, в числе которых, например, лидеры сборной Казахстана Алмас Утешов, Жасулан Кыдырбаев и Ермек Омиртай. Но главная сенсация случилась в сборной России, где в числе четырех попавших под подозрение штангистов оказался чемпион и рекордсмен мира в категории свыше 105 килограммов Алексей Ловчев. Тот самый, который сумел повторить казавшееся вечным достижение Леонида Тараненко и опередил ставшего серебряным призером чемпионата грузина Лашу Талахадзе на 21 килограмм. Такое обилие опытных и именитых спортсменов в списке претендентов на дисквалификацию вызвало вопросы у специалистов. Допингом тяжелую атлетику, конечно, не удивишь. Но анаболические стероиды, использование которых вменяется в вину «героям» Хьюстона, давно считаются не только «древними» и легко обнаруживаемыми, но и малоэффективными препаратами. И потому, оправившись от первого шока, представители всех оказавшихся замешанными в скандал сборных заявили: будем бороться и настаивать на вскрытии пробы «В».

Пробы «В» вскрывают не очень часто. Дело это не только хлопотное и затратное, но чаще всего и неблагодарное. Свои ошибки лаборатории признают неохотно. Однако главный тренер сборной Беларуси Валентин Короткин настроен решительно.

— Мы будем настаивать на анализе пробы «В». Есть определенные сложности, потому как анализ проводила американская лаборатория. Однако, насколько мне известно, бороться собираются все фигуранты этого дела. Попутно нужно будет выяснить, как препараты могли оказаться в организме спортсменов. Тем более такие препараты, которые давно исключены из применения.

Хочется верить, что спортсменам все–таки удастся оправдаться. Прецеденты, когда проба «В» отменяла предыдущие подозрения, хоть и не часто, но имели место. Другое дело, что процесс доказательства ошибок лабораторий обычно занимает достаточно длительное время. Вдобавок ко всему отстранение Новиковой автоматически лишит женскую сборную Беларуси одной олимпийской лицензии. Они в тяжелой атлетике не именные, однако организаторы вычтут набранные Анастасией очки из командной суммы сборной Беларуси, что оставит нашим девушкам лишь три места на Играх.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 250 (24880). Вторник, 29 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter