Мы проверили, часто ли возникают ситуации, когда продавец отказывается пробивать товар или услугу по кассе

Поднимите мне чеки

«Сделала в стоматологии протезирование зубов. Заплатила немало денег, но чек мне не дали. На кассе заверили, что клиентов помнят в лицо и подтверждающие документы, случись что, не нужны. Разве это нормально?» — обратилась к нам читательница. Мы посоветовали женщине вернуться и настойчиво потребовать чек — заветную бумажку скрепя сердце ей все-таки дали. А мы решили проверить, часто ли беспечных потребителей пытаются обвести вокруг пальца.

Пустая формальность?

При приобретении товара или услуги нам просто обязаны выдать кассовый чек — так мы заключаем с продавцом договор купли-продажи.
Пожалуй, это знают все: при покупке товара или услуги вам просто обязаны выдать кассовый чек — так мы заключаем с продавцом договор купли-продажи. В документе должна быть информация о наименовании товара, сведения о юрлице или ИП, дате продажи, количестве и цене. А на деле как? Мы выбираем товар в магазине, расплачиваемся, сразу торопимся на выход. Чек остается или у кассы, или летит в мусорное ведро. О нем мы обязательно вспомним, когда принесем домой, к примеру, протухшие продукты питания, бракованную технику или захотим вернуть деньги за товар. Правда, при отсутствии чека сделать это будет невозможно.

Пока мы массово считаем кассовый чек пустой формальностью, некоторые продавцы этим пользуются: не выдают эти документы, скрывая таким образом часть выручки от налогообложения. Если же бдительный покупатель замечает неладное и требует бумагу, идут на всякого рода ухищрения. Наш недельный эксперимент показал: многих потребителей рассчитывают по накатанной схеме.

Итак, начинаем с крупных магазинов и гипермаркетов: здесь все в порядке — работали по правилам. Складываем чеки в стопку, идем дальше. В небольших продуктовых магазинах и киосках уже возникли проблемы. Сценарий один: покупаю жевательную резинку, отдаю деньги, мне пробивают чек. Но в руки не дают, кидают в коробку с другими бумажками.

— Мне теперь там рыться надо, чтобы его найти? — демонстрирую недовольство.

— А зачем вам этот мусор? — недоумевает один продавец.

— Вы бы сразу сказали, что хотите чек… — рассердилась вторая.

В общем, в четырех точках из пяти кассовый чек пришлось чуть ли не выпрашивать. Ситуация повторилась и в некоторых торговых центрах, где в крытых павильонах работают частники. Чеки в двух случаях мне выдали лишь по просьбе. В третьем меня слезно убедили, что кассовый аппарат в ремонте.

Аппарат не работает

Заглядываем в столовые, кафе, бары и рестораны. У первых все хорошо: платежный документ отдают или вместе со сдачей, или кладут на поднос с едой. А вот в заведениях подороже ситуация изменилась. В двух случаях из пяти официант принес счет в кожаном переплете. На листе напечатано либо написано от руки, что я ела и пила. Но фискального чека в папочке нет. Зову администрацию общепита. Глаза собеседника начинают бегать, оправдывается:

— Наверное, чек улетел, пока вам счет несли, — ладно, поверим. Правда, документ не нашли, выбили на кассе новый. Удивительно, но ту же причину назвали еще в двух барах…

Как обстоят дела со сферой услуг? Скажу сразу — проблем с выдачей чеков сегодня и тут предостаточно. Многие предприниматели их якобы забывают пробивать.

— Нужно поставить набойки, — протягиваю мастеру пару туфель, а он мне — железный жетон. Когда рассчитываюсь, отдаю 10 рублей, но чека не видать. Сотрудник ремонта обуви клеит на подошву огрызок листика с надписью: «Оплачено». И желает всего наилучшего.

Справедливости ради отмечу: случилось такое в одной мастерской из трех. Правда, квест продолжился уже в небольшой клининговой службе. Мне вымыли окна, как и обещали. Пришло время расчета: деньги взяли, стали прощаться. Я напоминаю про чек.

— К сожалению, кассовый аппарат сегодня не работает. Сломался, — слышу в ответ.

— Как давно он у вас не работает?

— Только сегодня, как раз перед вашим заказом. Его уже ремонтируют.

Делаю вид, что верю. Прощаюсь с клинером и вызываю другого специалиста из подобной фирмы. Положительных отзывов на сайте службы много, а вот с фантазией у них не все так радужно. После влажной чистки дивана мне говорят дежурную фразу: «Кассовый аппарат сегодня сломался, приносим свои извинения». В качестве компенсации дают именную карточку постоянного клиента с последующей скидкой в 10 процентов. В приватной беседе паренек, который работает в клининге по договору подряда, признается: такое объяснение, чтобы не выдавать чек, они дают клиентам чуть ли не каждый день — начальник приказал.

Во многих случаях кассовый чек приходится чуть ли не выпрашивать.

Значит, можно не платить

Продолжаю эксперимент. Далее проверяем аптеки, пункты проката, магазины с техникой, спорттовары, автобусный и железнодорожный вокзалы — чеки мне выдали везде. Коллекция ценных бумажек пополнилась и в парикмахерской, салоне маникюра, зоомагазине — продолжать список законопослушных точек можно долго.

Ближе к концу недели эксперимент стал весьма скучным мероприятием, но не оконченным — меня ждали три поездки в маршрутном такси. Первая — в черте Минска: деньги заплатила, а билетик, то есть чек, не получила. В ответ водитель огрызнулся: мол, от управления авто его не надо отвлекать! Позже пришлось выехать за город — тоже было весело.

— А чеки давать будете? — спрашиваю в самом начале поездки.

— Если надо, то да, — отвечают вежливо.

Проходит час, два — ничего. Напоминаю и уже чувствую негатив к себе. Билет я все-таки в двух таких поездках потом получила. Правда, время отправления на нем стояло неверное: сейчас это не страшно, а если случилось бы ДТП? Ведь билет в маршрутке — это страховка в случае аварии. Наличие чека также гарантирует пассажиру право на возмещение причиненного ему вреда, если перевозчик — такси. Что ж, проверим их порядочность. Обращаюсь в одну из самых популярных минских служб. Таксист на месте, едем в точку Б. Во время пути он весел, вежлив и добр. Настало время рассчитаться.

— И чек дайте, будьте добры, — спокойным тоном прошу водителя.

— А сразу сказать не могли? Диспетчеру до начала поездки? — шофер повысил тон.

— Зачем? По окончании перевозки для подтверждения произведенной пассажиром оплаты стоимости проезда в автомобиле такси водитель обязан выдать пассажиру кассовый чек, — цитирую заметку с официального сайта Министерства по налогам и сборам. — Вот и выдавайте.

Водитель начинает кипеть от возмущения, но я не сдаюсь:

— Таксометр вы не включили, чек не выдали. Значит, я могу не платить.

Собеседник в шоке от таких речей, но его коллега из конкурирующей службы немного лучше подкован. Не тронувшись с места, поинтересовался, нужен ли мне чек. Отвечаю: «Да». Он становится немного грустным, но не противится — включает таксометр, а в конце поездки выдает белый квиточек.

Эксперимент окончен, итоги поражают. Мы рассчитались за товары и услуги 50 раз: в 16 случаях чеки не сразу попали нам в руки, а в 8 нам их не выдали даже по просьбе.

КОМПЕТЕНТНО

В главном управлении контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам рекомендуют всем потребителям при покупке товаров, работ и услуг требовать выдачу платежного документа, подтверждающего оплату:

— Недобросовестные продавцы не выдают кассовый чек, а невнимательные покупатели его не требуют. Но есть законодательство, которое устанавливает требование: прием наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек юрлицами и ИП в объектах торговли и оказания услуг должен осуществляться с применением кассового оборудования и (или) платежных терминалов и выдачей покупателям кассовых чеков. Кроме гарантий для потребителя, кассовый чек обеспечивает достоверный учет выручки в розничной торговле и сфере услуг, полную уплату причитающихся платежей в бюджет.

Нарушение вышеуказанного законодательства влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин, на ИП — от 5 до 50, а на юрлицо — до 100 базовых величин.

Наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов вправе принимать при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности юрлица и ИП в случаях, перечисленных в пункте 35 Положения № 924/16, в том числе при осуществлении розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках. Правда, если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает одну базовую величину, продавец должен оформить каждый факт приема наличных денежных средств квитанцией, которая является документом с определенной степенью защиты.

ypopko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter