Минск
-2 oC
USD: 2.11
EUR: 2.34

Корреспондент «НГ» узнавал, кто освобождает людей из застрявших лифтов, и какова на самом деле плата за пользование ими

Поднимающая сила

Лифт не роскошь, а средство передвижения
Какой самый популярный вид транспорта в крупном городе? Автобус? Метро? Личный автомобиль? Не угадали. Чаще всего горожане пользуются лифтами. Как обеспечивается их бесперебойная работа, что делается для безопасности пассажиров и сколько вообще стоит подобное удовольствие? Чтобы разобраться в этих вопросах, корреспондент “НГ” заступил на дежурство вместе с бригадой аварийной службы лифтов ОАО “Беллифт”.


Эмоции взаперти


Третья смена. Именно поздним вечером, когда местные механики расходятся по домам, здесь, в центральном диспетчерском пункте, начинают трезвонить десятки телефонов. Со всех концов города — просьбы, мольбы, вопли о помощи. Кто-то считанные метры не доехал до своей квартиры, иные решили выбросить мусор или совершить вечерний променад по городу, а вместо этого оказались запертыми между небом и землей в тесной, надежно запертой коробке. Операторы в режиме онлайн видят всю информацию о состоянии лифта по конкретному адресу — он находится в движении, стоит с открытыми или закрытыми дверями и так далее. Но это касается новых моделей кабин — в новостройках или там, где была проведена замена.

На стене — громкоговоритель. Слышим зов о помощи: на улице Кропоткина в новом жилом доме “висят” люди. Нужно освобождать. Норматив времени на прибытие не более 45 минут, но мастера стараются уложиться в полчаса.

Автомобиль аварийной службы — обычная легковушка без проблесковых маячков и прочих “ускорителей”. Нужно основательно потолкаться в пробках, заскочить в местную диспетчерскую за ключом от машинного отделения подъемника, а уж потом спешить на помощь застрявшим.

Механик Валерьян Полек — в форменной куртке. Полагается ему и чемоданчик с инструментами, но пользуется им крайне редко. Из всего спецоборудования в руках лишь особый ключ.

Двери лифтовой шахты открываются через две секунды. Еще столько же времени механику требуется, чтобы туда заглянуть и определить, на каком этаже подвисла кабина. Между пятым и шестым. Туда и отправляемся.

— Хорошо что второй лифт в доме есть. Представьте, если на какой-нибудь двадцатый этаж пешком идти. Бывает, за смену десятки раз такие марш-броски совершаем. Под конец ноги гудят.

В застрявшей кабине — парень и девушка. На этаже к дверям прилипла целая стайка из группы поддержки. Валерьян коротко инструктирует заложников: “Сейчас запущу лифт. Может погаснуть свет. Может дернуться кабина. Не паниковать, не прыгать, ничего не ломать...”

Выходим на крышу, открываем машинное отделение, несколько манипуляций со щитовой — и двигатель лифта запущен, люди спасены. “Ошибка 44, чего и следовало ожидать, — резюмирует Валерьян и расшифровывает: — Блокировка проникновения в шахту. Скорее всего, ударили по двери кабины или просто раскачали ее. Система защиты восприняла такое поведение пассажиров как попытку получить доступ в шахту, вот и заблокировала двери”.

Время возвращаться на базу. Правда, сделать этого не успеваем: диспетчер сообщает о застревании на проспекте Победителей, 47.

В кабине мужчина. На вопросы отвечает спокойно и четко. После освобождения степенно говорит спасибо, отправляется по своим делам. Мастер за его спиной улыбается, ему приятно слышать слова благодарности. Далеко не всегда клиенты такие вежливые:

— Если слышатся ругань, угрозы, шум, кто-то из пленников буянит, нам по инструкции положено вызывать милицию. Но бывают и неприятности. Месяц назад коллега приехал на вызов, оценил обстановку как спокойную, открыл кабину. Оттуда вышла дамочка, за ней двое крепких парней... Механик попал в больницу с черепно-мозговой травмой, парней впоследствии задерживала милиция.

Несколько лет назад в неприятную историю попал на улице Тикоцкого сам Полек. Интеллигентный с виду мужик вышел из кабины, вместо благодарности достал пистолет и в нос ткнул.

Дело к ночи. Очередной вызов на улицу Сухаревскую: в “подвешенном состоянии” оказались бабушка с внуком. Спешим по адресу. Выпускаем людей. Пожилая женщина благодарит, внук-подросток смотрит угрюмо, пытается возмущаться, отчего так долго ехали. Подъемнику в этом доме от силы лет десять. Но состояние его удручает. Стены исписаны, с потолка — сталактиты жевательной резинки, антивандальные кнопки заляпаны какой-то дрянью, металлическая памятка оторвана и висит на одной заклепке, да еще и в трубочку свернута. Продемонстрировал же кто-то силушку богатырскую.

23.30. Возвращаемся на базу. По дороге речь зашла о высоких материях, но с бытовыми коррективами. Валерьян Полек, эмоционально жестикулируя, в сердцах говорит: “Почему, когда мы покупаем себе машину, холим ее и лелеем? А заходя в лифт, некоторые позволяют себе вытворять такое, что за гранью моего понимания. Для меня лифт — это не просто металлическая коробка. У каждого из них своя судьба и даже свой характер. И если все мы будем с уважением относиться к тому, что делает нашу жизнь комфортнее, изменится не только то, что нас окружает, но и мы сами”.

Кстати, удивительно, но ночь проходит спокойно. “Так бы всегда!” — вздохнув, позволил себе помечтать мастер.

На защиту надейся, а сам не плошай


Вообще, самая распространенная “неисправность” лифта — перегрузка. Недавно в доме на минской улице Шишкина в кабине застряли 16 подростков! Хотя вопреки устойчивым слухам кабина оборваться и полететь вниз не может. 

Во-первых, ее страхуют несколько тросов, каждый из которых по отдельности способен удержать огромный вес. Во-вторых, в каждом лифте имеются так называемые ловители — системы экстренной блокировки кабины в шахте. По своей сути это система клиньев, которые при превышении скорости просто ставят лифт в шахте враспор. Никакой электроники, чистая механика, а значит, выйти из строя система не может.


С помощью незамысловатого ключа опытный механик может в считанные секунды открыть любой лифт.

Не может отвалиться и пол. Вся коробка заключена в массивный цельнометаллический каркас с мощными балками. Да и пресловутые пружины в приямке шахты необходимы не для того, чтобы самортизировать падающий подъемник, а для плановых ремонтных работ, когда требуется опустить лифт на самое дно шахты.

Также остается лишь мифом вероятность упасть в пустую шахту (например, если двери открылись, а кабина на этаж так и не приехала).

Был случай, когда в ожидании работников аварийной службы трое подростков (ул. Мартовская, 10, первый подъезд) подожгли плафон освещения. Едва не произошла трагедия. Горящая пластмасса начала капать на пол, тот воспламенился, за ним занялись стены. Когда мастера открыли двери, на выскочивших подростках уже горели штаны и обувь. В тот раз кабина выгорела полностью, даже пожарные не смогли ее спасти. Но характерная особенность: искалеченный, обугленный подъемник все равно мог двигаться по шахте самостоятельно.

В начале 2000-х в Минске произошло несколько несчастных случаев, о которых активно писала пресса. Мать не успела втолкнуть в лифт коляску. Тот, зажав ее дверями, тронулся. Пострадал ребенок. В другой раз мужчина упал в открытой кабине и дверями ему прищемило голову... В одном из общежитий студент получил множественные травмы, оказавшись зажатым между стеной шахты и подъемником.

Все лифты имеют многочисленные системы защиты. Несколько раз сработал привод двери, но контакт не замкнулся — автоматика кабину “глушит” (это для любителей придержать двери во время загрузки). Превышена грузоподъемность — опять автомат сработал. Но железо есть железо. Автоматика может дать сбой. Именно поэтому даже в самых умных и современных лифтах неизменно висят годами нарабатываемые памятки для пассажиров.

— Не пытайтесь проскользнуть в кабину, если двери уже закрываются, — напоминает Валерьян Полек. — Не спешите, не толпитесь при входе в лифт. Сначала войдите сами, только затем вкатывайте коляску. Во-первых, лифт может не среагировать на малый вес ребенка, во-вторых, находясь внутри, вы можете быстро воспользоваться экстренными кнопками остановки подъемника...

Комфорт стоит денег


В жировках появились новые строчки. В частности, отныне плата за лифт разделена на две составляющие — техобслуживание и оплата потребляемой им электроэнергии. Причем, обе величины рассчитываются по количеству прописанных в квартире жильцов, тогда как раньше единый тариф за “пользование лифтом” был привязан к метражу квартиры. Так, по новому Указу №107 “Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению”, техническое обслуживание лифта (на одного человека) будет составлять 6911 рублей. Стоимость электроэнергии, затраченной на работу лифта, — еще 2600 рублей в месяц. Таким образом, каждый жилец дома будет платить в месяц чуть более 9,5 тысячи рублей.


Панорамные лифты становятся все более популярными в нашей стране. Несмотря на кажущуюся воздушность они могут дать фору по прочности “стальным коробкам”.

По информации ОАО “Беллифт”, самый простой могилевский лифт стоит чуть более 200 миллионов рублей. Его установка или замена тянет еще в среднем на 100 миллионов. Внушительные суммы тратятся на плановое обслуживание и профилактический ремонт, на электроэнергию. Если “подбить” все затраты на внедрение в среднестатистическом жилом доме этого блага цивилизации, становится ясно: даже при “потолстевших” жировках срок окупаемости его более двух десятков лет.

Среднестатистический же лифт рассчитан на 25 лет службы, после чего его либо полностью реанимируют, либо вообще меняют на новый. К слову, плановая замена отслуживших свое лифтов проводится каждый год. Например, в прошлом году в Минске появилось 147 новых подъемников. Планируется еще 227 лифтов, на которые выделено 80 миллиардов рублей.

Годы имеют значение


В Минске более 16 тысяч лифтов. Самым старым в новейшей истории считался лифт в театре оперы и балета до его реконструкции. Год выпуска — 1940-й! Направляющие деревянные, кабина — из буковых панелей. В переулке Броневом еще недавно трудился пятидесятилетний лифт, его ровесник курсировал в доме на проспекте Независимости.

Сегодня “старичков” по Минску осталось немного. Если еще десять лет назад их, перешагнувших полувековой рубеж, было достаточно, то сегодня даже 30-летние — уже редкость.

Самый первый лифт в Минске был установлен в 1913 году в высочайшем на то время здании — шестиэтажной гостинице “Европа”. Сооружение было настолько необычным, что минские гимназисты могли часами ждать, пока швейцар отвернется и даст возможность проникнуть в гостиницу и прокатиться на диковинной платформе. В начале 30-х годов прошлого века лифты появились также в Доме Правительства.

Ежегодный “пробег” стандартного лифта в девятиэтажном жилом доме составляет около 4,5 тысячи километров. За срок службы (25 лет) подъемник “наматывает” более 112 тысяч километров — почти треть расстояния от Земли до Луны. По статистике, пассажирский лифт в жилой многоэтажке ежедневно совершает около 300—400 поездок вверх и вниз.


В тему

По информации “Строительного еженедельника”, наш “Могилевлифтмаш” совместно с российскими Щербинским и Карачаровским лифтостроительными заводами в значительной степени контролирует низкий ценовой сегмент лифтового оборудования. В частности, на их долю приходится более 50 процентов российского рынка, в то время как на долю лидеров высокого ценового сегмента — американского Otis и финского Kone — лишь по 10 процентов.



Замкнутое пространство

Татьяна Ушакевич, психолог:

— Что делать, почувствовав в застрявшем лифте приступ клаустрофобии? Единого алгоритма действий просто не существует, все установки смываются панической атакой. Главное — постараться всеми доступными способами почувствовать себя неодиноким. Для этого лучше всего связаться с оператором аварийной службы, говорить с ним, пока не прибудет помощь. Еще можно позвонить кому-нибудь по мобильному телефону. Наконец, постараться просто привлечь внимание криком или стуком по стене лифта. Среди нас практически нет полностью равнодушных людей, обязательно кто-нибудь остановится и вступит в спасительный диалог.

К слову, диспетчеры аварийки находятся на постоянной связи со своими бригадами. В случае необходимости (а плохое самочувствие застрявшего в лифте человека — тот самый случай) они оперативно перенаправляют машины, в первую очередь посылают их по срочным адресам.


muravsky@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Сергей МУРАВСКИЙ
Загрузка...