Поднебесное качество

Собкор «СБ» в Китае разрушает стереотипы
Собкор «СБ» в Китае разрушает стереотипы

Когда вы думаете о товарах с надписью «Сделано в Китае», какие ассоциации у вас возникают? Могу поспорить, что ассоциация «дешево и сердито» (то есть не очень качественно) возникает чаще, чем «отличная вещь». Насколько это справедливо? Попробуем разобраться, что называется, изнутри. Тем более что в вопросах качества (причем не только китайского) много неоднозначного.

Невозможное — возможно?

Когда в СССР началась перестройка, а в Китае зацвел социализм с местной спецификой и население огромной страны, следуя призыву своего тогдашнего лидера Дэн Сяопина, дружно начало обогащаться, в Поднебесной стали производить сразу все, причем много, дешево и, как следствие, — некачественно.

Наш рынок (в самом базарном значении этого слова) тогда только формировался, мы только–только получили возможность покупать все, что душе угодно. Денег не хватало, поэтому сначала смотрели на цену, а потом уже думали о качестве. Во многих случаях и не думали вовсе — до того самого момента, пока купленная кофточка не скатывалась, полотенце не выбрасывалось, а электроприбор не сгорал безвозвратно. Так родилась ассоциация «китайское = некачественное».

Родилась и прочно закрепилась в сознании. Второе десятилетие живет и здравствует. Изменить ее — дело крайне сложное. Когда я привожу своим друзьям и родственникам подарки из Поднебесной, они не перестают удивляться: «Неужели вот эта отличная вещь сделана в Китае?» Пытаюсь объяснить простую и для меня очевидную истину: качество китайских товаров на минских и остальных белорусских рынках определяет не только (а иногда и не столько) производитель даже, а... покупатель.

Покупатель решает все

Парадоксом это кажется только на первый взгляд. Есть у меня знакомые, которые держат свой магазин сумок в пекинском «русском квартале» ЯбаоЛу. Много лет работают, все нюансы бизнеса знают. Сумки их марки (в этом бизнесе на самом деле уже все давно «по–взрослому» — в том числе и официально зарегистрированные торговые брэнды) я видела в Гомеле — там их выдавали за итальянские. В минском магазине — уже за «совместное российско–итальянское производство». Но я–то знаю, что шьют их на фабрике под Гуанчжоу. Когда рассказала об этом ребятам, они смеялись и говорили, что в Москве та же картина: продавцы называют это «Италией». На самой сумке никаких намеков на Китай нет: все надписи — только на английском, внешнее оформление и самих сумок, и упаковки соответствует тому, что вы ждете от «настоящей Европы».

Но я не об этом, а о качестве. Эти конкретные сумки — из натуральной кожи, дорогие. Спрашиваю: а дешевле можно? «Можно, — видно, что к этому вопросу давно привыкли. — Только фурнитура будет другой: по виду практически такой же, но по качеству хуже, заменим подкладку на более дешевый вариант, припуски на швы будут меньше, не 3 — 5 см, а 2 — 3, то есть при активном использовании подкладка скорее разойдется по швам. Внешне это будет та же сумка, но на самом деле — хуже».

Поэтому когда вы хотите вещь и хорошую, и дешевую, подумайте, как это возможно? За счет чего достигается экономия?

Известный факт: большинство мировых брэндов шьют в Азии, львиную долю — в Поднебесной. Чаще всего, когда вы покупаете в европейских магазинах платье, туфли или холодильник, которые «сделаны в Китае», то не задумываетесь о качестве. Потому что брэнд уже сам по себе — гарантия. Не важно, где товар произведен, важно, каким именем называется.

В самом же Китае даже с брэндовыми товарами все не так просто. Существуют подделки. Есть совершенно топорные, которые распознает любой, даже названия знаменитых марок никогда не слышавший. Но в то же время даже на рынках есть настоящие вещи с настоящими же ценниками в долларах или евро. Как они туда попадают? Очень просто: практически любая фабрика, работающая по лицензии, производит товара больше, чем это обозначено в заказе, — для замены отбракованных вещей. В случае невостребованности эти излишки (или тот самый отбракованный товар) оказываются на рынках. Причем очень часто с отрезанными фирменными ярлычками. Так тут многие понимают защиту авторских прав: срезал ярлычок, оставив первые две–три буквы, — и все, никто не сможет обвинить, что продаешь дизайнерскую вещь по бросовым ценам.

Кстати, о ярлычках. Как–то приезжали ко мне в гости друзья из Минска, большие поклонники «настоящего» товара. Пройдясь по рынку, муж авторитетно заявил: все ерунда, ничего брать не будем, ну, мол, не может куртка от этой фирмы стоить такие деньги. Ненастоящая. «А как ты определяешь?» — спрашиваю. Он — без тени сомнения: «По этикетке». Тут уж я долго хохотала: этикетки тоже производятся в Китае и продаются на специальных рынках. Один в один, никаких отличий от настоящих. Поэтому если хотите купить настоящую фирменную вещь, узнайте иные признаки ее подлинности. Вы, кстати, уверены, что в «фирменных» белорусских бутиках продаются только «подлинники»? Я заходила, смотрела и — сомневаюсь.

Мировые столицы узкой специализации

Но в чем я не сомневаюсь, так это в качестве множества товаров, которые разрабатываются, производятся и продаются в Китае. В прошлом году я ездила в город Вэньчжоу в провинции Чжэцзян — признанную обувную столицу Поднебесной. На многих тамошних фабриках работают итальянские дизайнеры, — чтобы обувь была и красивой, и удобной. Глобализация.

Неделю назад вернулась из городка (не города даже, не на всякой карте найдешь) Чжуцзи в той же провинции Чжэцзян. Это тоже столица, на этот раз носочная. Причем не китайская даже, а мировая столица: здесь производят треть (!) всех чулочно–носочных изделий мира. Вдоль дороги в ряд выстроились 11,5 тысячи предприятий, производящих те самые чулочно–носочные изделия. А на предприятиях этих трудятся более 100 тысяч человек. В прошлом году здесь произвели 11,89 млрд. пар носков общей стоимостью 27,86 млрд. юаней (около 3,7 млрд. долларов).

«С такой конкуренцией рынок можно завоевать только высоким качеством, — говорит Хун Дунъин, директор группы компаний «Даньцзя». — Мои предприятия выпускают носки уже 16 лет, сегодня мы производим 300 видов продукции, экспортируем в 20 стран мира, в том числе в Россию и Украину. На моих предприятиях контролем качества занимаются 230 человек, мы даже специальный исследовательский институт создали».

Хун Дунъин — самый знаменитый «красный директор» города Чжуцзи. На мой вопрос: почему именно носки? дает объяснения: первоначальное вложение капитала — минимальное. Купил одну машину, поставил дома — и делай носки. Сумел удачно продать первую партию — купил следующую машину, взял на работу родственников и дело пошло. Кстати, по этой схеме в окрестностях города Чжуцзи и сейчас работают: во многих домах первые этажи заняты под этакие импровизированные фабрики. Только качество товаров, произведенных в таких кустарных условиях, будет существенно хуже, чем на заводах Хун Дунъин.

Поэтому когда мой коллега из Польши жалуется, что в Пекине «просто невозможно купить хорошие носки», а потом выясняется, что приобретает он их исключительно на рынках, я советую или отправиться в приличный магазин, или не жаловаться на качество. Хорошая вещь не может стоить дешево — это правило работает везде. Поднебесная — не исключение.

Все для блага бизнесмена

Посол Мадагаскара в Китае Виктор Сиконина согласен: «Я видел здесь вещи настолько отлично сделанные, что они могут продаваться в самых дорогих бутиках Европы и Америки. Есть товары очень простые и качеством похуже. Но они дешевые, для простых людей. Ведь зачастую они готовы поступиться качеством ради дешевизны. Здесь все зависит от кошелька и того, что вы хотите».

С послом мы ходим по международному рынку мелких товаров в городе Иу в той же провинции Чжэцзян. Китайцы называют его «самым большим в мире супермаркетом». Правы: на этом рынке, растянувшемся на несколько кварталов, открыто 50 тысяч магазинов, которые торгуют товарами 400 тысяч наименований. Покупает весь мир, но больше всего торговцев из Азии, Восточной Европы и Африки. Только за прошлый год отсюда в 215 стран и регионов мира отправилось свыше 400 тысяч контейнеров с товарами.

Выбор практически безграничен, а чтобы было легче ориентироваться, выпускают карты рынка на китайском и английском языках. Более того, для постоянно проживающих в городе бизнесменов (а их здесь более 10 тысяч из 100 стран) выпускают газеты на английском и делают выпуски новостей на местном телевидении. Для бизнесменов–мусульман построили несколько мечетей: все для блага бизнесмена. Мэр города Хэ Мэйхуа так и говорит: «Иу более 2000 лет, это были 2000 лет бедности, а теперь вот — 20 лет развития. То ли еще будет!» Когда он рассказывает о том, что в их «маленьком» городке (1,8 млн. человек по китайским меркам — мелочь) есть свой «совсем маленький» аэропорт (всего–то 20 рейсов в день), понимаю: понятия «большое» — «малое» весьма относительны.

Кто гарантирует качество?

Ну а как же все–таки с качеством, спросит иной пытливый читатель и кивнет на бесконечные скандалы хотя бы с игрушками китайского производства. Да, проблема существует. Но, наверное, не зря министр торговли Бо Силай говорит: «Ни одна страна мира не может гарантировать качество своей продукции на 100%».

Я только что вернулась из поездки в провинцию Цзянси, была на одном совместном с Германией предприятии. Менеджеры–европейцы, которые, кстати, получают огромную прибавку к зарплате за «неблагоприятные условия работы», хорошо рассказывали о планах, о производстве, о том, какие передовые технологии у них имеются. А когда повели в цех, попросили не фотографировать. Мы возмутились (попробовали бы они сказать нечто подобное журналистам в своей стране!), они капитулировали. Никаких секретов там, конечно, не было. И не хотели они, чтобы мы фотографировали, по одной простой причине: в цехе, который производит коробки передач для автомобилей, работало оборудование, которому было... ну лет 30 — точно. В Европе на таком давно не работают — это почти неприлично. Но Европе нужно удешевлять себестоимость своих товаров. Поэтому они производят их в Китае: здесь дешевая рабочая сила и люди трудятся не покладая рук на зачастую устаревшем оборудовании. Это еще одна грань проблемы «китайского качества». Об этом еще Маркс писал.

Чжуцзи — Иу — Пекин.

Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter