Подлог

Два победителя "Дожинок-2002" лишены призов - автомобиля и мотоцикла - и осуждены.
Два победителя "Дожинок-2002" лишены призов - автомобиля и мотоцикла - и осуждены. Документы, выведшие их на первое место в республиканском соревновании, признаны подложными. Помощник комбайнера Петр Пильневич приговорен

к 3 годам заключения в колонии усиленного режима! Комбайнер Владимир Бондарев -

к 2 годам исправительных работ с удержанием 20 процентов заработка.

Достоверно известно следующее. В бухгалтерии Пильневич получил справку о суммарном намолоте. Главный бухгалтер РСУП "Совхоз "Руденский" Надежда Автюшкова могла лишь подготовить бумагу, а собственно "выдать" (т.е. заверить печатью и своей подписью) - только директор совхоза. Того на месте не было, поэтому печать и автограф поставила... его жена, не имея на то административного права. Уже после вручения ценных призов выяснится, что цифры в справке завышены, будет возбуждено уголовное дело. Это, повторюсь, не подлежит сомнению. В остальном версии сторон сильно расходятся.

Версия механизатора

В колхозе "Октябрь" Клецкого района 3 комбайна "Дон", 10 потрепанных "Нив" и 3 новых "Бизона", на которых работали лучшие экипажи. Среди них и экипаж Бондарев - Пильневич. Два предыдущих сезона механизаторы провели на Кубани, поэтому жатва 2002 года в Беларуси была для них первой. Лучше, говорит Пильневич, мы остались бы в своем колхозе - легко взяли бы первое место. Урожай под 40 центнеров, прекрасная организация работы и учета.

Но в разгар жатвы "Бизоны" командировали в Пуховичский район, за 200 км. Взамен из окрестных хозяйств пригнали десяток других комбайнов, попроще. Дома механизаторам каждый день сообщали суточный намолот, зато в Пуховичах, утверждает Пильневич, информации - ноль. За две недели он так и не добился от директора сведений: сколько намолачивал экипаж, как дела у конкурирующих, кто в области на какое место претендует. Работали вслепую. За справкой в контору Пильневич пошел лишь потому, что напарник Бондарев в поле справлялся и один: шел последний день командировки. Бухгалтера Автюшкову видел впервые, о сговоре и речи идти не могло...

Когда дело дошло до суда, у других обвиняемых оказались хорошие адвокаты. Пильневич же, не видя за собой большого греха, к процессу не подготовился. Говорит: "Меня сделали крайним, стрелочником. 3 года "зоны"!" Бухгалтер, к примеру, отделалась штрафом. Директор совхоза просто уволился. Его жена, незаконно поставившая подпись и печать, в приговоре не упоминалась.

Версия суда

Суд установил, что Пильневич склонил главного бухгалтера Н.Автюшкову к злоупотреблению служебным положением, выразившемуся в выдаче ему и Бондареву заведомо ложной справки. Из последней следовало, что экипаж намолотил за время командировки более 195 тонн зерна, хотя реальный намолот чуть превысил 100 тонн.

Зарплату в "Руденском" механизаторы получили именно за 100 тонн. Поэтому, представляя справку на 195 тонн в бухгалтерию "Октября", знали, что документ ложный. Липовым был и общий намолот экипажа - 831 тонна. Искажение, как сказано в приговоре, повлекло "причинение существенного вреда государственным интересам, выразившееся в искажении результатов Республиканского соревнования комбайнеров и подрыве авторитета государственных органов, а также причинении ущерба в крупном размере".

Размер ущерба определила суммарная стоимость автомобиля ВАЗ-21074 и мотоцикла ММВЗ-31135 (7.173.124 рубля), которые механизаторы получили 12 сентября 2002 года в Полоцке. Таким образом, налицо умысел на завладение имуществом путем обмана и злоупотребления доверием. Помимо предварительного сговора группой лиц и ущерба в крупном размере, Пильневичу инкриминировали еще и подстрекательство должностного лица к совершению преступления.

Версия адвоката

В.Стремковская из юридической консультации Первомайского района Минска подключилась к делу на надзорной стадии - после приговора Пуховичского суда и после того, как кассационная инстанция Минского облсуда оставила его в силе. Лишь ее стараниями Петр Пильневич остался на свободе (исполнение приговора приостановлено) и сумел посетить редакцию. Жалобы адвоката прокурору Минской области и в Верховный суд изложены на 8 страницах. Вот главные аргументы.

Суд не установил, каким образом прикомандированный механизатор за несколько минут мог склонить бухгалтера к выдаче заведомо ложной справки. При том, что по службе она ему не подчинялась и прежде они не встречались. Напротив, из материалов дела видно, что эти действия мог инициировать (подстрекать!) вовсе не Пильневич.

Так, согласно показаниям директора совхоза П.Рыдкина (лист дела 73), "сумма зерна в справке образовалась из-за того, что результат сложили с результатом Кононовича. Почему Автюшкова так сделала, я не знаю..." Кроме того, механизатор В.Нечепуренко показал (лист 223): "Директор совхоза предлагал мне приписать намолот Лазуна и Шупеня..." (Здесь важно, Пильневич ли подстрекал администрацию к совершению действий вопреки интересам службы или наоборот. - В.П.)

Суд, по мнению адвоката, не дал оценку справке, которая не является юридически значимым документом: не подписана главным бухгалтером, зато содержит поддельную подпись директора. Почему, недоумевает адвокат, никак не квалифицированы действия должностных лиц, взявших за основу фальшивку? Наконец, адвокат настаивает, что механизаторам нельзя вменять в вину умысел на завладение автомобилем и мотоциклом: они не могли предвидеть результатов соревнования.

Преступление

и наказание

...Таковы факты. Газета не вправе их трактовать и что-либо оспаривать, поскольку дело, по утверждению В.Стремковской, находится в Верховном суде. Цель жалобы - принесение протеста на предмет отмены приговора и направление дела на новое судебное разбирательство.

Нельзя не сочувствовать Петру Пильневичу, который говорит: "С комбайна сняли и вряд ли снова дадут. Выгляжу врагом народа, будто всех подставил. А я всего лишь работал, с шести утра до двух ночи. Настоящего намолота не знал". Как и у Бондарева, у него тоже первая судимость, прекрасные характеристики и маленький ребенок на иждивении.

Но при всем сочувствии к Пильневичу мы не ведем речь о "смягчении приговора". Внесудебным образом, публично требовать оправдания - это ничуть не лучше, чем требовать расправы.

Поначалу, правда, подумалось вот что. Пильневич, будучи помощником комбайнера, никак не мог претендовать на машину - только на мотоцикл. Справедливо ли, что на него "повесили" все 7 миллионов? Но адвокат пояснил, что все по закону. В юридической практике, если речь идет о действиях группы, каждому вменяется в вину суммарная стоимость ущерба.

К слову, знающие люди подтвердили мне, что экипаж может оценить свой намолот лишь на глазок - по числу выгруженных бункеров, например. Не зная влажности зерна, тонны точно не подсчитаешь.

В любом случае история вышла крайне некрасивая. Поскольку о прошлогодних "Дожинках" как о всенародном празднике говорилось много, нужно сказать правду и о печальном "похмелье". Но впереди еще много урожаев, будут новые крестьянские состязания и новые праздники. Нужно избавить их от тягостного осадка, а будущих победителей - от недоверия и подозрений.

Поэтому лишь одно замечание - относительно ущерба, нанесенного Пильневичем авторитету госорганов. Да, ущерб неоспорим. Но, согласитесь, странно узнать, что он зависит от цифр, которые некий совхозный бухгалтер нацарапает на клочке бумажки и передаст затем машинистке: отпечатай. А где же реестры приемки зерна, где компьютерные технологии учета и обработки информации?..

Пильневич еще и вскрыл недостатки административно-бюрократического механизма, в котором задействованы не только администрации хозяйств, но и органы власти, Минсельхозпрод...

Опять же знающие люди подтвердили, что эта практика (когда другие работают на лидера, потенциального победителя) довольно распространена и ведется еще от знаменитого забойщика 30-х годов Стаханова. Неужели мы еще живем мерками прошлого века? На родине Пильневича, в Клецком районе, люди высказываются в том смысле, что рядовой помощник комбайнера, как тот же Стаханов, никак не мог приписать себе лишние тонны. Что копать нужно "глубже" (мнение, напомним, разделяет и адвокат). Наконец, что Пильневич, дойдя до "самого верха", добьется-таки справедливости. Будем верить, что таковым и будет решение суда.

Вне зависимости от него ждем ответа из названных властных органов: что в этом самом механизме исправлено к нашим будущим праздникам? Не загубит ли формализм, перетекающий в жульничество, саму хорошую идею соревнования, цель которой очень проста - кто больше намолотит для страны зерна?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter