Подлежащее и сказуемое

Как сочетаются интересы госпредприятий и малого бизнеса?
Как сочетаются интересы госпредприятий и малого бизнеса?

Начну издалека. Кто–то решил, что сериалы — удел домохозяек. Я с этим в корне не согласен. Хотя бы потому, что сам время от времени смотрю «Пушкареву». И знаете, к какому выводу пришел? Компания «Зималето» есть пример архаичной системы организации бизнеса! Если мерить западным аршином, конечно. Ведь здесь и экономика, и маркетинг, и финансы, и дизайн, и производство — все вкупе сосредоточено под одной крышей. Гиганты мировой моды так уже давно не работают. Взять, например, «Найк» или «Пьер Карден». В головных офисах этих корпораций никто одежду не шьет (даже в подвальных помещениях). Заказы выносятся в те страны и на те предприятия, где их выполнят дешево и с нужным качеством.

Одежду для «Найка» и «Пьера Кардена», как известно, не первый год делает и бобруйская фабрика «Славянка». Однако нельзя сказать, что такая практика — встраивание в цепочки транснациональных корпораций — у нас популярна. Сложные термины «аутсорсинг» и «субконтрактация» — сегодня едва ли не подлежащее и сказуемое глобального бизнеса. В нашем хозяйственном лексиконе они только–только приживаются. Об этом вчера говорили на специализированном семинаре в Минске представители Минэкономики, Совета по развитию предпринимательства при Президенте, Международной финансовой корпорации и других государственных и негосударственных институтов. Общая мысль, зафиксированная в моем журналистском блокноте, — белорусским компаниям нужно активнее кооперироваться с иностранными концернами, а небольшим частным фирмам встраиваться в производственный цикл крупных государственных заводов. То есть развивать субконтрактные отношения. Как, например, это делается в Японии. Здесь на одну крупную машиностроительную компанию приходится около 170 подрядчиков первого уровня, 1.200 — второго и 30.000 — третьего. Производство автомобиля «Тойота» напоминает огромную пирамиду. Вершина — управление финансами, инновационные разработки, маркетинг. А под ней — ветвистая схема сборки: от элементарного к сложному.

Размещать заказы на мелких фирмах выгодно. Издержки снижаются, не надо тратить деньги на создание и модернизацию крупных производственных участков... Свои бонусы получает и государство. Благодаря развитию малого бизнеса улучшается положение регионов. Узкая специализация субподрядчиков делает национальный продукт конкурентнее на мировом рынке.

Можно ли создать подобные многоступенчатые схемы вокруг МТЗ, МАЗа, «Гомсельмаша»? Готов ли встраиваться в них наш малый и средний частный бизнес? Оказывается, здесь все непросто. Статистика говорит о том, что около 40 процентов частного сектора занято в торговле. Причем эти фирмы в основном торгуют иностранными товарами. Везут его фурами, создавая конкуренцию крупным белорусским производителям. Те же частные структуры, которые заняты производством, не спешат стать сателлитами индустриальных гигантов и нередко сами стремятся выпускать конечный продукт. Тоже получается нестыковка.

Есть еще большой пласт индивидуальных предпринимателей. Здесь отдельный пункт. Ипэшник при всем желании вряд ли станет компаньоном МТЗ или МАЗа. Ведь для серьезного заказчика важны абсолютная прозрачность партнера, наличие у него офиса, возможность безналичных расчетов и многое другое. Это, к слову, еще один стимул для перехода «индивидуалов» в частные унитарные предприятия. И, как полагают в Минэкономики, очень серьезный стимул...

Впрочем, надо признать, не все зависит от бизнеса. Государство может помочь взаимодействию госпредприятий и мелких частных фирм. Инструмент давно опробован в Европе и США. Крупные предприятия обязуют определенный процент заказов размещать на небольших частных фирмах. Это требование закрепляют законодательно. Например, Национальное космическое агентство США 20 процентов работ обязано передавать малым фирмам. На практике мелкий бизнес выполняет больше. Так выгодно — экономятся бюджетные миллиарды.

Проект аналогичного акта рассматривается нашими госорганами. По некоторым сведениям, он может быть принят в следующем году. Это событие, говоря производственным языком, способно значительно оптимизировать структуру белорусской экономики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter