Подкидыши и отказнички

На Лавсановском кладбище в Могилеве хоронили ребенка.
На Лавсановском кладбище в Могилеве хоронили ребенка. Траурная процессия, цветы, материнские слезы... - ничего этого не было. На все про все ушло меньше десяти минут. От новорожденного, найденного у мусорки на одной из городских улиц, не осталось даже имени и фамилии - только бирка с номером...

Недавно на озере у деревни Липовка Быховского района всплыл трупик новорожденного ребенка, завернутый в полиэтиленовый пакет. По словам следователя местной райпрокуратуры Андрея Стрельцова, 26-летняя неработающая могилевчанка родила сына у себя на дачном участке в деревне Липовка. А потом таким вот чудовищным образом избавилась от нежеланного малыша: задушила и утопила в озере. Против "заботливой" мамаши возбуждено уголовное дело.

Таких "найденышей" в управление Белорусской государственной судмедэкспертизы по Могилевской области привозят ежегодно. В прошлом году только в областном центре нашли три маленьких детских трупика. Как правило, большинство "найденышей" мертворожденные, хотя, бывает, даже опытные эксперты не могут определить причину смерти. Например, в прошлом году в Могилеве на пустыре нашли части тела ребенка. "Собрать" так и не смогли, поскольку по этому месту прошелся экскаватор.

- Несколько лет назад в одной из деревень мамаша закопала собственного ребенка на огороде. Сказала: захлебнулся после кормления, - рассказывает заведующий отделом общих экспертиз Николай Хонин. - Когда мы об этом узнали, причину смерти установить уже было невозможно: от ребенка почти ничего не осталось. Такое же разложившееся детское тельце нашли на дороге у шкловской деревни Евдокимовичи.

Медики в родильных отделениях рассказывают: иногда не успевшая отойти от послеродовых схваток мамаша убегает из больницы, даже не потрудившись написать отказную. Тогда, пока ее не найдут (а это дело непростое), ребенок "зависает" между землей и небом - его не имеют права усыновить. Но самое страшное, возможно, даже не то, что с каждым годом отказничков становится все больше, а то, что все чаще мамы обзаводятся потомством лишь для того, чтобы пить на "детские" деньги.

Пару лет назад в отделение реанимации Могилевской детской областной больницы из Горецкого района привезли 4-месячного мальчонку. Сердобольные докторши, завидев обтянутые кожей косточки, плакали навзрыд. Мать давала ребенку всего одну ложечку детского питания в день. Причем разведенную водой!.. Малыша насилу спасли.

Заведующий отделением Андрей Панов с болью вспоминал "золотого" пациента, поступившего к ним из Чаусского района. Недоношенность четвертой степени - меньше килограмма весом, целый букет заболеваний. Два месяца он был на аппарате искусственной вентиляции легких, еще столько же пролежал в отделении для новорожденных. Малыша буквально вытянули с того света, затратив на лечение колоссальные средства. Выписали домой. А через несколько месяцев Андрей Петрович случайно узнал, что ребенок захлебнулся рвотой, когда родители в очередной раз были в "отключке".

В Могилевский дом ребенка однажды из больницы привезли годовалого мальчугана. Его избили собственные родители-алкоголики. На почве множественных травм головы у ребенка развилась гидроцефалия (скопление жидкости в головном мозге). Мальчишечка долго ходил с катетером, перенес две операции, но спасти его так и не удалось...

- Ненужные дети у нас были и, увы, будут, - с горечью констатирует заведующая отделением новорожденных медсанчасти могилевского "Химволокна" Ирина Акентьева. - В прошлом году у нас отказную написали 20 мам, в этом - уже 8.

По словам заведующей отделением новорожденных Могилевской областной детской больницы Светланы Болвиновой, в прошлом году из их отделения в Дом ребенка было направлено 48 детей, в этом году у них уже 20 брошенных малышей. Причем эти 48 детей - могилевские. А сколько новорожденных сперва едут к маме-папе в райцентр, а уж оттуда - в приют!

- Вообще из 760 деток, которые прошли через наши руки в прошлом году, третья часть ненужные, - говорит Светлана Анатольевна. - И отказничками в прямом смысле слова их назвать нельзя, поскольку их мамы никаких заявлений на этот счет не писали.

В детской облбольнице сегодня живет мальчонка, которого месяц назад в навозной куче нашли доярки одного из колхозов в Глусском районе. Мамаша, до этого уже отказавшаяся от своих четверых детей, на сей раз решила избавиться от новорожденного таким вот чудовищным образом. Хорошо еще проходившие мимо колхозницы услышали непонятный писк и не побрезговали разгрести навозную кучу...

По словам Светланы Болвиновой, все больше у них и рожениц-алкоголичек. Мало того что горе-мамаша всю беременность "кормила" дитя алкоголем да никотином, так она и рожать, что называется, "приползает". Бедному ребеночку потом приходится давать понюхать ватку, смоченную спиртом, чтобы оклемался чуток и не отказывался от еды...

Естественно, большинство отказничков рождаются с патологиями (глубокая недоношенность, пороки сердца, нервной системы, отставание в физическом и психическом развитии, энцефалопатия...). Да и откуда ребенку быть здоровым, если мама пьет или, пытаясь избавиться от нежелательной беременности, травит его чем ни попадя. Хотя встречаются среди отказников и здоровые. Одна женщина в больнице рожала трижды и трижды отказывалась от детей. На удивление, все они были красавцы-крепыши и их с ходу усыновляли.

Интересный факт: по словам Ирины Акентьевой, брошенные детки не в пример другим грудничкам ведут себя на удивление спокойно и почти не кричат. Словно понимают: зови не зови, мама не придет...

Отказываются от детей не только несовершеннолетние девчонки и непросыхающие алкоголички. Мамы-"кукушки" разные как по возрасту (от 15 до 38 лет), так и по социальному положению. Директор Могилевского дома ребенка Наталья Александрович хорошо помнит молодую шикарно одетую женщину, всю в золоте... Дамочка эта родила от любовника и, желая сохранить брак, отказалась от малыша.

Говорят, в Германии из гуманных соображений (дабы не травмировать роженицу расспросами и нравоучениями и чтобы детей не оставляли на улице) на дверях роддомов установили специальные окошечки. Кладет туда "муттэр" ребеночка и спокойно уходит. Тут же, в окне, для "кукушки" приготовлено письмо: мол, если одумаетесь, можете забрать... Через 3 минуты окошко со стороны улицы захлопывается и открывается уже со стороны роддома. Могилевские медики уверены: нашим женщинам такие тонкости ни к чему. Это лет пять назад малышей подкидывали на крыльцо детдома, а сегодня все рожают цивилизованно - зачем мучиться и прятаться, когда можно родить в больнице и тут же сбыть ребенка с рук! И не стесняется никто!

- Их даже с милицией иногда утихомиривать приходится, - рассказывает главврач Дома ребенка. - Не появляется у нас такая мамочка год, а потом приходит в тихий час пьяная и заявляет свои права на ребенка! Одна такая явилась через три года, а когда ей показали дочь, вытаращила глаза и ну орать: "Что вы мне подсовываете! Я ж вам маленькую оставляла!"

С каждым годом все больше мам-одиночек пристраивают в детдома своих чад "на время". Заявление об отказе они не пишут и, если регулярно навещают ребенка, по истечении отведенного времени могут забрать. Только, по словам Натальи Александрович, нет ничего более постоянного, чем эти "временные дети". На какие только ухищрения не идут работники детдома, чтобы приучить мам к их же собственным детям! Слава Богу, походят некоторые, несколько раз покормят, перепеленают ребенка, а потом заберут домой. В прошлом году таких было 13.

В Могилевском доме ребенка (здесь живут дети до четырех лет) сегодня живут 130 детей. Медиков радует тот факт, что число усыновленных детей с каждым годом растет: если в 1999 году новую семью обрели 20 детей, то в прошлом уже 70, а в нынешнем - 21 ребенок. Многие сперва берут детей под опеку, чтобы присмотреться друг к другу. А через время усыновляют (в прошлом году 11 деток обрели семьи).

- Сегодня очереди на усыновление нет, - говорит могилевский представитель республиканского Центра усыновления Ольга Волошина. - Если собраны необходимые документы, то вопрос решается в течение двух месяцев. И хотя по только что появившемуся на свет не определишь, будут ли у него пороки психического или физического развития, все же охотнее берут именно новорожденных деток. Такова уж особенность национального усыновления. Это ведь за границей существуют специальные клубы для приемных родителей, а у нас почему-то многие считают: раз ребенок из детдома, значит, "что-то с ним не так". Вот и пытаются усыновители оградить свою семью от "добрых" соседей. Мамы даже беременность имитируют, в роддом ложатся и выписываются оттуда с младенцем. И зачастую ни родственники, ни друзья не догадываются, что ребенок усыновленный! Многие молодые родители, встречая потом на улице кого-нибудь из детдомовских работников, делают вид, что незнакомы. Но врачи не обижаются, пусть так, лишь бы деткам хорошо было! Тем более что нередко счастливые "роженицы" приходят к ним еще за одним малышом. А некоторые заранее просят: мол, если будет у нашего братик или сестренка, вы уж нам отдайте, зачем их разлучать...

Есть, правда, и такие, что берут ребенка отнюдь не из-за любви. Одна молодая могилевская семья, совсем недолго состоявшая в браке, очень хотела усыновить малыша. Но психолог из детдома посчитала, что они еще не готовы к столь серьезному шагу, и предложила первоначально взять дитя под опеку. Вскоре "игрушку" вернули в казенный дом: выяснилось, что новоявленные родители о нем не особенно заботились, а на "детские" деньги пили...

За 23 года работы Наталья Александрович припомнила лишь один случай, когда свое чадо из детдома забрал отец. Встречались девушка и чернокожий студент. Плод любви маме оказался не нужен, бросила. А вот отец навещал дочурку постоянно, а отучившись, уехал жить во Францию и забрал девочку с собой.

Мать давала ребенку всего одну ложечку детского питания в день. Причем разведенную водой!.. Малыша насилу спасли.

На какие только ухищрения не идут работники детдома, чтобы приучить мам к их же собственным детям!

Многие молодые родители, встречая потом на улице кого-нибудь из детдомовских работников, делают вид, что незнакомы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter