Подход к пяти миллионам

Письма Инессы ПЛЕСКАЧЕВСКОЙ

Помните возглас в очередях: «Больше одного в руки не давать!»? Если помните — хорошо, значит, умеете радоваться тому, что сегодня ограничение в покупках зависит только от ваших желаний и состояния кошелька. Если нет — совсем здорово, потому что, значит, вы молоды, наверняка полны сил, энергии и желания самому решать свою судьбу. Китайцы — даже те, которые не помнят очередей за продуктами, — привыкли, что в их судьбу государство вмешивается активно, а иногда и креативно. И, между прочим, в случае с государственным вмешательством творческий подход далеко не всегда радует.


Правда, с главным вмешательством в свою жизнь — политикой ограничения рождаемости — китайцы уже смирились. Справедливости ради нужно отметить, что наше представление о том, что эта политика сводится к формуле «одна семья — один ребенок», верно лишь отчасти. Потому как «одиночное» правило распространяется прежде всего на живущих в городах представителей коренной национальности хань. Представители национальных меньшинств (а численность некоторых превышает десятки миллионов человек), как правило, могут иметь двоих и более детей. Уйгуры, если у них сельская прописка, на совершенно законных основаниях рожают троих — и рады. Остальные сельчане (даже если ханьцы) имеют право на второго ребенка, если первой оказалась девочка — дань национальным традициям, ведь в Китае девочка испокон веков была «отрезанным ломтем»: выйдя замуж, уходила из дома навсегда. Мальчики же оставались в семье, именно на их плечи ложилась забота о стареющих родителях. В современном Китае эта традиция изменилась не сильно.


Жителям больших городов с недавних пор и собак рекомендуется иметь не более одной на семью. Ну, насчет лукавости «рекомендаций» вы сами прекрасно понимаете: двух собак на семью (по одному на каждого взрослого члена) соседский комитет (а это — реальный и самый близкий смотрящий) еще выдержит, но больше — ни–ни. Земли, деревьев и травы и людям не всегда хватает — это чистая (хотя иногда и загаженная собачьими экскрементами) правда. Пекинцы, живущие внутри пятого транспортного кольца (всего их шесть), могут обзавестись только скромных размеров четвероногим другом: его рост в холке не должен превышать 35 см. Хотите собаку посерьезнее — живите в пригородах. И, между прочим, любители роскошных тибетских мастифов (это сейчас самая популярная и дорогая порода в Китае) и более для нас привычных овчарок так и поступают — уезжают жить подальше от городской суеты. А что делать — за соблюдением этих законов и правил внимательно наблюдает зоркое око все того же соседского комитета.


И если к ограничениям в детях и собаках китайцы почти привыкли (хотя всегда есть нарушители, которых никакими штрафами не испугать), то новые ограничения — в домах и автомобилях — их искренне огорчили. Опять же справедливости ради: эти ограничения касаются прежде всего Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, где не могут справиться с пробками на дорогах и высокими ценами на жилье.


В Пекине количество автомобилей приблизилось к пяти миллионам — поверьте, для города, дороги которого рассчитаны только на два, это жуть как много. Когда мне говорят про минские пробки, я веселюсь: все познается в сравнении, друзья мои. Минск не знает (и, возможно, не узнает никогда), что такое настоящая пробка. Вот в Москве пробки бывают еще хуже, чем в Пекине, хотя по международному рейтингу городами с самым плохим движением считаются Пекин и Мехико. Насчет Мехико не скажу, а Пекин в часы пик — это да, улитка здесь стала бы чемпионом по бегу. В конце прошлого года пекинские власти взялись за дело решительно: ограничили возможность покупать автомобили. То есть покупать вы, конечно, можете, но чтобы зарегистрировать, надо не просто постараться, а оказаться счастливчиком: право на автомобильный номер разыгрывается в лотерее. Выигрывают только 4% тех, кто подал заявки. И — да, один человек может зарегистрировать на себя только один автомобиль. В Шанхае уже много лет номера продаются с аукциона — за баснословные деньги. В часы пик там ездить легче, чем в Пекине, но нельзя сказать, что с пробками справились.


Цены на жилье за последние несколько лет выросли неимоверно, причем по всей стране. Народ ропщет, правительство ищет способы сделать квартиры доступными. Использует креативный подход: запрещает выдавать кредиты на покупку третьей квартиры, а в Пекине так вообще действует по проверенному принципу — не более одной квартиры в руки. Ограничивайте, мол, свои желания, дорогие сограждане! Умение себя ограничивать в заданных правительством рамках — это теперь новая китайская добродетель.


Р.S. Дорогие друзья, спасибо, что вы меня читаете и комментируете. Я задумала новый проект, помогите сделать его интересным. Напишите, какие ассоциации возникают у вас при слове Китай. Какой вы себе представляете эту страну и людей? Если вы уже были в Китае, напишите, какие из этих ассоциаций оказались верными, а какие — совсем наоборот. Оставлять комментарии можно на сайте «СБ» или писать на мой адрес sbchina@mail.ru. Заранее всем спасибо!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter