Минск
-6 oC
USD: 2.05
EUR: 2.27

Стоит ли ожидать сокращения списка товаров, которые маркируются КИЗ

Подают контрольные знаки

Притормаживают бизнес не только налоги. Других обязательных платежей хватает. Формально они не являются фискальными, но денег реального сектора отнимают немало. О целесообразности некоторых из них ведутся давнишние споры. С переменным успехом. Но пока поле дискуссии остается за заинтересованными ведомствами. 

Маркировка — благо для рынка и потребителей или приводит только к лишним затратам? Дискуссия продолжается. 
Фото Виталия ГИЛЯ

Нагрузка по полной

О неналоговых платежах заговорили на последнем Совете по развитию предпринимательства. Исполнительный
Жанна ТАРАСЕВИЧ.
директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского (БСПН) Жанна Тарасевич в конце своего доклада заметила: налоговое законодательство совершенствуется — замечательный тренд. Но не мешало бы провести ревизию и в сфере других обязательных платежей. В этом же духе высказался и председатель Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» Анатолий Харлап: необходимо оценивать не только налоговую, но и в целом нагрузку на бизнес, учитывая все обременения. Первый заместитель Премьер-министра, председатель Совета по развитию предпринимательства Александр Турчин в общем и целом поддержал предпринимателей. Действительно, в деле усовершенствований и упрощений условий ведения бизнеса нет предела. БСПН воспринял буквально итоги совещания. И с места в карьер вернулся к старой доброй теме, не раз артикулируемой бизнесом: целесообразность маркировки некоторых групп товаров контрольными идентификационными знаками (КИЗ) и оправданность слишком высоких расходов на эти мероприятия. 

Вообще-то, проблематика КИЗ поднималась неоднократно и на различных уровнях. Вроде бы
Анатолий ХАРЛАП.
понимание ситуации предприниматели находили. Но решимости отказаться от КИЗ все время не хватало. Согласно законодательству маркировке подлежат 23 группы товаров: от шуб, ноутбуков и обуви до чая, кофе, соков и газировки. Маркируемыми «первенцами» стали в середине 2000-х пиво и моторное масло. КИЗ-то вводили для благой цели: уничтожить «серый» рынок. Правда, пиво особенно никто никогда не подделывал. Ни у нас, ни у соседей. С моторным маслом дело обстояло сложнее — контрафакта на рынке хватало. Но основная идея маркировки заключалась в другом: гарантировать уплату налогов. Ведь в те времена тот же НДС уплачивался не по стране назначения, как сейчас, а производства. А поэтому был глубокий экономический смысл пропускать российскую продукцию мимо кассы. Формально компании заявляли о ввозе ящика пива или прицепа моторного масла, а на деле гнали фуру или вагон. И потихоньку реализовывали. Благо рынки и плавающие торговые точки тогда процветали. 

У каждой продукции — своя рыночная история. Теневой рынок электроники некоторое время назад процветал. Маркировка полностью его не уничтожила, но многие широкие каналы розничного сбыта перекрыла. А ту же газировку никто нелегально не таскал: товар громоздкий, низкомаржинальный, реализовать его проблематично. И подделки на этом рынке давно не встречались, со времен лихих 90-х и подпольных цехов. Невыгодный бизнес для подполья. «Серой» продукции ни контролирующие, ни фискальные органы практически не находят. Как и обувь попадается все реже. С кофе и чаем дело обстоит несколько сложнее: контрафакта гуляет много. На рынках. Стационарная торговля, а тем более торговые сети с невнятным товаром и поставщиками не связываются. Впрочем, торговцев в роллетах обязательное наличие-отсутствие маркировки не смущает. Специфика этого сегмента бизнеса. 

Словом, насколько КИЗ по перечисленным товарным группам защищает рынок и потребителей — вопрос крайне спорный. Опрос БСПН показал: больше половины предпринимателей считают: КИЗ не выполняет заложенный в них первоначальный функционал. Скажем, несколько лет назад обязательную маркировку сняли с уксуса и питьевой воды. И ничего страшного не произошло. Правда, снизились продажи КИЗ. А это серьезные деньги. 

Дорогой квадратик

КИЗ — бумажный квадратик площадью около 2 квадратных сантиметров, правда, с определенными степенями защиты. Подделать его если можно, то весьма сложно. Но стоит этот квадратик немало. Например, на соки-воды — от 2 до 7 копеек в зависимости от литража. Самый дорогой знак — для электроники — обходится в два рубля. Эти затраты растворяются в цене дорогого товара. Вон шубы вообще электронными метками обозначают. И ничего — несколько долларов стоимости маячка совершенно незаметны в цене со многими нолями пушистого изделия. 

А вот с мелкими товарами дело обстоит более проблематично. В напитках на долю КИЗ приходится до 7—9 процентов от себестоимости. По недорогим видам чая может и до 20 процентов достигать. Плюс издержки на хранение, нанесение, администрирование. Бумажка с характером: закон требует хранить ее при определенной температуре, влажности. А если какой сбой или брак произошли — разное бывает, так КИЗ списать — задача не для слабонервных. Бумаг приходится оформить, будто ядерными отходами или секретными документами оперируют. 

Министерство финансов не отрицает: доходы от КИЗ в бюджете — цифра заметная. В прошлом году акцизные марки принесли в казну почти 70 миллионов рублей, за 9 месяцев этого года — 56,2 миллиона. И основные поступления ложатся на плечи массовых товаров. Ноутбуков-то продается куда меньше, чем упаковок кофе или пакетов сока. Причем вначале цена КИЗ была действительно символической. Но потом росла и росла. Стоимость акцизных знаков устанавливает Министерство финансов. Правда, по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Несомненно, Гознаку компенсируются затраты на производство марок. Но какая их себестоимость, остается тайной. Как минимум, коммерческой, недоступной для независимого экспертного сообщества. Правда, в Минфине убеждают: цена оправданная. Мол, приходится же печатать и социально значимую продукцию. 

Впрочем, реальному производственному сектору от этого не легче. Так или иначе, но с годами КИЗ стал приобретать вполне четкие черты фискального инструмента. Чем-то напоминающего акциз, только называется по-другому. 

Дискуссия с продолжением

Дискуссия по КИЗ продолжается. Бизнес выступает за отмену. По крайней мере, по некоторым товарным позициям, по которым излишний контроль потерял актуальность. Контрольные ведомства опасаются: с отменой маркировки пропадет дополнительный инструмент контроля за товарными рынками. 

Интриги добавляют переговоры по этой тематике в ЕАЭС. Предложения на интеграционном уровне звучат разные. Для нашей страны важно выработать консолидированную позицию производителей и заинтересованных ведомств. Очень взвешенную и продуманную, основанную на экономике, прагматизме и конкретных цифрах. Ведь наднациональное законодательство обладает большой инерционной особенностью. Это внутри страны неудачные нормативные документы можно скорректировать, подправить, подогнав их под реалии жизни. Пересмотр тех или иных решений на международном уровне — процесс долгий. Занимает годы. А многие наши производители объективно слабее российских. Хотя бы из-за более скромных размеров. И лишние издержки могут прилично снизить конкурентоспособность белорусских производителей относительно соседей. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...