Подайте бедному сельсовету...

тут каждый — и швец, и жнец, и на дуде игрец Заходский сельский Совет — типичный регион в составе Шкловского района. На его территории 13 малых и больших деревень, одно сельхозпредприятие — ЗАО “Нива”. Правда, из-за малочисленности дворов и населения некоторые деревни впору называть просто населенными пунктами, хотя от подобной смены ни проблем не убавится, ни людей не прибавится.

— Самые проблемные, — замечает председатель сельисполкома Александр Тимощенко, — это деревни Дубровка и Завороты. И хоть население в них небольшое — всего 13 и 22 человека соответственно, здешние претензии одним махом не разрешить. Основные — по водоснабжению. В водопроводных системах, проложенных десятилетия назад, причем за счет тогдашних хозяйств и чаще всего с помощью “шабашников”, использовались те материалы, которые проще было достать. Теперь они пришли в негодность. Трубы, где чугунные, где стальные, где ПХВ, из-за ветхости постоянно рвутся. Устранять эти порывы и хлопотно, и недешево. Прокладывать же водопровод по новому — еще дороже. Тем более что населенные пункты не имеют перспективы развития. Хотя и в больших деревнях (всего на территории сельсовета проложено 30 километров водопровода) положение по тем же причинам не лучшее. А поменять средств хватило лишь на 3 километра...
Водопровод — коммунальное благо, особенно в стареющей деревне. И если раньше сельчане спокойно и без проблем обходились колодцами, в которых  вода чище и студеней, то теперь какая-нибудь бабка вынуждена идти к студне не с ведром (принести его полное в избу сил уже не хватает), а с чайником. Да и выкрутить из колодезной глубины прицепное ведро уже не всякий сельчанин способен. И тут хочешь не хочешь, а старикам помочь надо. Но разрешение проблемы упирается в один вопрос: как?
Благо последние зимы не слишком пугают снегопадами да метелями. А то такие же трудности пришлось бы испытывать и с некоторыми дорогами к отдаленным деревням, куда через заносы даже на тракторе, бывает, трудно пробиться. Александр Тимощенко вспоминает, как приходилось на лошади в санной упряжке пробираться туда, доставляя необходимые продукты, почту. Нынче в плане ремонт дороги в Завороты. Однако он вряд ли разрешит проблему полностью.
— Все упирается в средства, — подытоживает председатель сельисполкома. — И это обстоятельство наводит на мысль о том, что как ни крути, а бюджет на уровне местного самоуправления все же необходим. Он и есть. Со скудной доходной частью, которая складывается главным образом из налогов на землю и на недвижимость. Первый весьма незначительный, второй — еще меньше, поскольку сельсоветская собственность мала. Поэтому выходит, что основная бюджетная составляющая — дотационная. И тут уж сколько дадут...
Скудость бюджета сельсовета порождает и другие проблемы. Главная из них — орган самоуправления превращается в некую социальную “скорую помощь”, поскольку главным образом становится передающим звеном информации о каких-то неурядицах, недочетах между населением и районными властями. В Заходском сельсовете на это работают все 13 депутатов, 17 деревенских старост, 3 селькома (в наиболее населенных деревнях Локути, Плещицы и Евдокимовичи), потому что самим что-либо сделать и нечем, и не за что. Хорошо, если руководство местного ЗАО “Нива” пойдет навстречу да за средства и техникой хозяйства поможет сельским нуждам. Но и у него не всегда получается оторваться от первоочередных хозяйственных забот.
Казалось бы, есть у органов местного самоуправления практические возможности пополнения собственного кошелька за счет проведения аукционов по продаже пустующих помещений и земельных участков. Тут бы обоюдная польза и себе, и людям получилась. Но деревни сельсовета далеко от Шклова. Охотников приобрести тут участки или здания практически не находится. Оформили для аукционной продажи большое пустующее здание бывшей школы в Локутях, а что из этого получится — пока трудно предсказать. Опять же, чтобы оформить все необходимые документы на проведение аукционов, а их множество, нужно, как говорят, железных бобов наесться. А в придачу истратить немало денег, поскольку за каждую бумажку из другой инстанции приходится платить. Аукционист (специалист по проведению аукциона) и тот процент от суммы сделок требует. Своих же специалистов, хотя бы юриста, в сельсовете нет: председатель да секретарь. Землеустроитель, к которому сейчас наибольшее количество обращений, приезжает из райцентра один день в неделю. Так что каждый из местных — и швец, и жнец, и на дуде игрец.
— Зато из иных инстанций к нам различных бумаг присылается больше чем достаточно, — продолжает разговор секретарь сельсовета Евгения Вербицкая. — Иногда даже абсурдного содержания. Например, для гражданской обороны необходимо сосчитать все площади подвалов, имеющихся в деревенских домах на территории сельсовета, и определить их вместимость. Насколько возможно сделать это физически, никто не задумался...
Чтобы у читателя не сложилось превратного впечатления, заметим, что дела в Заходах обстоят не так уж плохо. И социальные стандарты здесь выполняются в полной мере. И обращений за минувшие девять месяцев нынешнего года в сельсовет поступило немного — всего 50, из которых 20 — письменные. Хотя на его территории проживает 1226 человек. А что с неравнодушными интонациями говорят о возникающих проблемах его работники, тоже показатель того, что болеют они за свое дело и не сидят сложа руки.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter