Подарок себе и городу

Арт–тюнинг автомобилей становится все более популярным, но по–прежнему не признается ПДД
Любили мы в детстве с ребятами мечтать! Почему–то одна из наших юношеских фантазий мне запомнилась особенно ярко: завести бы собственную машину! Неважно какую, пусть даже «Запорожец» горбатый, лишь бы нашу! Между прочим, «Запорожец» — это даже интересно: мы бы его ромашками разрисовали или под божью коровку раскрасили! Вот красотища была бы.

Намедни выглядываю в окно и вижу самое что ни на есть материальное воплощение детских мечтаний. Милый такой автомобильчик, весь в божьих коровках, расползающихся по алому капоту. Не запорожец, конечно, новенький «Фольксваген–Жучок». Я спустилась и рассмотрела это чудо художественной мысли поближе: под капотом, в котором была сделана прозрачная вставка из пластика, плавали те же самые божьи коровки, только уже в водолазных масках и с трубками. Ну как тут не улыбнуться?

Владелица этого автомобиля Настя (она, оказалось, живет в соседнем доме) рассказала, что именно затем сделала на своем новеньком автомобиле аэрографию. На душе веселее стало? «Мой подарок себе и городу!» — засмеялась девушка.

Тюнингованная швейная машинка

Рисунки на кузовах автомобиля давно перестали быть диковинкой. В Минске их становится все больше. То едет навстречу целый мультфильм, то тигр или орел перед самым носом выруливает. Кому как, а мне нравится.

Сделать шедевр на капоте не так–то и просто. Просто художником для этого быть недостаточно. Надо еще и аэрографом владеть. Это хитрое такое устройство, вроде краскопульта, только более виртуозное. Иногда аэрографию называют еще эйрбрашингом. Но мне по душе больше — арт–тюнинг.

Если говорить об аэрографии как о способе сделать жизнь веселее, то автотюнинг здесь — последняя ступенька эволюции. «Развеселить» с помощью аэрографического нанесения рисунка сегодня можно практически любую гладкую плотную поверхность: крышку мобильного телефона, футляр для очков, шлем для мотоцикла, скутер, чехол для запасного колеса, яхту. А первой в этом ряду стояла когда–то... швейная машинка «Зингер», расписанная кем–то лет 100 назад просто «по приколу». Рисовать же на авто первыми начали автогонщики. На кузова болидов они наносили не только рекламу, но и устрашающую боевую раскраску: пламя, молнии, трофеи, завоеванные машиной. В хипповые 60–е каждый уважающий себя приверженец стиля в Америке считал своим долгом превратить любимое авто в натюрморт, зебру, жирафа, черепаху и т.д.

Дракон как противоугонная система

В соседней России аэрография — самостоятельный и вполне прибыльный автомобильный бизнес, выросший из «гаражных штанишек» в многочисленные арт–студии. У нас, несмотря на непризнанность ПДД, аэрография, как это ни странно, тоже существует.

Евгений Громадский — по образованию художник. Нашу машину он встречает у ворот предприятия, в котором арендует бокс. Комбинезон густо перепачкан краской. Из деликатности Евгений не садится в машину — указывает дорогу и идет следом.

— Сегодня много было работы, — смущенно извиняется за свой внешний вид.

Встреча наша назначена на внеурочное время: «Приезжайте, буду красить мотоциклетный шлем». Только после работы да в выходные Евгений может позволить себе заняться любимым делом: на жизнь он зарабатывает тем, что красит автомобили.

— Аэрографией не прокормишься. Это хобби.

Пока он распаковывает многочисленные флакончики с краской, пытаемся расспросить о состоянии дел в «отрасли». По его словам, в Минске еще несколько человек занимаются аэрографией. Правда, все это пока в гаражном состоянии. Но на отсутствие клиентов мастера не жалуются. Конечно, далеко не каждый белорусский автомобилист рискнет разукрасить свое авто, подозревая, что после будет иметь проблемы с прохождением техосмотра.

— На местных заказах мы бы далеко не уехали, — рассуждает Евгений. — Стабильность существования обеспечивают клиенты из России и Украины. Цены у нас невысокие, а качество вполне приемлемое. Машины, кстати, из других стран приезжают в основном дорогие. Недавно я одному украинцу BMW Z3 делал. Он ее в подарок племяннику готовил. Правда, он мне всю душу измотал: без конца пытался сторговать еще доллар–другой.

Аэрографию считают еще и надежной противоугонной системой. Автомобиль–то приметный. Вряд ли кто–то из угонщиков захочет с ним связываться. Впрочем, если речь идет о дорогой эксклюзивной машине, угоняемой под заказ, это никого не остановит.

«Цивик»–оборотень

По словам Евгения, раскрашивают всякие машины. Не обязательно дорогие. Чаще других на арт–тюнинг приезжают «Хонды–Цивики». Может, потому, что относительно недорогие и оборотистые, молодежь их очень любит.

— Один такой, зеленый, я разрисовал драконами, другой сделал звездолетом, который раздирают «чужие». А вот девушки любят всякие цветочки, мультяшки. Недавно один парень заказал аэрографию. Долго голову ломал, что придумать. А потом оказалось, что друзья его кличут Аполлон. Так мы с напарником ему всю греческую мифологию на кузов «пристроили»! Между прочим, пришлось для начала проштудировать «Легенды и мифы Древней Греции». Аполлон уехал на своей колеснице невероятно довольный.

Но рисунок — это уже конечный результат. Есть еще и серьезная подготовительная работа. Как перед покраской автомобиля и даже серьезнее. И по цене почти столько же стоит. Поэтому, когда ко мне приходят и интересуются, сколько стоит рисунок, я говорю одну цифру, но ее надо в два раза примерно умножить...

Если эту дорогую предпокрасочную работу не провести, рисунок просто не будет держаться. Евгений признается, что может восстановить любую свою работу, только это снова влетит владельцу в копеечку.

— Есть у меня один клиент — он трижды уже после аварий приезжал аэрографию восстанавливать.

Что нам делать с этим счастьем?

Теперь о самом главном. О вопросе, который задают почти сразу, когда речь заходит об аэрографическом покрытии автомобиля: «Это можно узаконить?» Увы! Сколько ни расспрашивала я компетентных людей, они были непреклонны: нет, в соответствии с новыми ПДД, по которым мы все ездим с 2006 года, сделать это невозможно.

— «Согласно пункту 194.13 ПДД запрещается участие в дорожном движении транспортного средства с внешне видимыми наклейками (изображениями), кроме размещаемых в установленном порядке опознавательных знаков», — цитирует старший госавтоинспектор отдела технического надзора УГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Стефанов. — К сожалению, это так. Конечно, машины с аэрографией я в городе видел. Но вот чтобы к нам такая на осмотр приезжала, не припомню. Хотя для нас главное, чтобы ответственные узлы и механизмы в машине были исправны, но правила есть правила.

В России, кстати, аэрографию прежде тоже отказывались признавать. Но в нынешней редакции ПДД она отнесена к многоцветной раскраске транспортного средства. Она не должна копировать раскраску ведомственных автомобилей, и информация о наличии рисунка должна быть внесена в паспорт авто. Более того, аэрографию можно даже внести в полис каско. В этом случае все расходы по ремонту «железа» и восстановлению рисунка страховая компания берет на себя.

— По–человечески я с вами согласен: смотреть на красивую машину куда приятнее, чем на старенький, кое–как залатанный автомобильчик, каких немало у нас еще ездит, — признается замначальника управления организации гостехосмотра УП «Белтехосмотр» Александр Сапроненко. — Но как служащий вынужден тоже процитировать ПДД. Они в этом случае категоричны. И никаких других трактовок не предусматривают.

Жаль, конечно. Но где наша не пропадала! У нас знаете, какие люди находчивые. У кого капот запасной есть, у кого — крыло с бампером. У иных завзятых любителей аэрографии прям целые «конструкторы» в гаражах хранятся. А тут еще идею подсказали: нанесение рекламы на автомобили не запрещено ПДД, только ее надо зарегистрировать в установленном порядке. Говорят, не очень дорого. Не дороже, во всяком случае, чем сама аэрография. Некоторые всерьез размышляют, как заставить дракона на капоте что–нибудь рекламировать. Тогда он будет красоваться на машине уже на вполне законных основаниях.



Любимые сюжеты на капоте:

Природа. «Эту, свою первую работу, я люблю больше всех, — рассказывает Евгений Громадский, — морской сюжет — на сером «металлике» плещутся волны, в них дельфины и касатки. Очень умиротворяюще. Просто антидепрессант какой–то получился!» Популярны также орлы, тигры, насекомые.

Техно или «индастриал». 2/3 российской аэрографии еще несколько лет назад заказывалось именно в этом стиле. На капоте рисовали двигатель, на крыльях — узлы амортизаторов, кованые крылья, люки в заклепках и т.д.

«Милитари». Особый писк, когда типично городская, даже «женская» машинка камуфлируется, на ней изображается разная военная атрибутика (вплоть до сюжетов с солдатами в экипировке и в бою).

«Фэнтези». На капотах таких автомобилей селятся гоблины, «чужие», из багажника могут выглядывать хоббиты, а на двери красоваться рыцари–джедаи. Не исключает и абстрактных сюжетов.

«Китч». В большую моду входит этнотематика. Москвичи с удовольствием заказывают сюжеты а-ля хохлома. Популярны также гжельская и жостовская роспись.



Идея, подсмотренная в гараже

В 1879 году ювелир из Айовы Эбнер Пилер при помощи ложки, иглы от швейной машины, согнутой отвертки, старых паяльных трубок и гнутого металла (скрутив все это вместе на нескольких деревянных брусках) собрал первый аэрограф. До 1920–х годов им пользовались главным образом фотографы для ретуши, раскрашивания черно–белых снимков, добавления новых деталей или изменения пейзажей. Бум художественной аэрографии начался с коммерческих плакатов. Существует легенда о том, как аэрография пришла в живопись. В романе Курта Воннегута «Синяя Борода» рассказывается о Джоне Полаке, американском авангардисте. Как–то у него сломался

автомобиль, и в ближайшей мастерской Джон увидел, как маляр красит автомобиль краскопультом. Тогда ему пришла мысль попробовать так писать картины. Он купил у маляра пистолет, компрессор и начал рисовать картины. Теперь их можно увидеть в Нью–Йоркском Метрополитен–музее.

Студия Walt Disney стала использовать аэрограф для создания мультфильмов еще в 40–х годах прошлого века. В 1960–х началась новая культурная революция. Во времена «детей цветов» аэрограф стал превосходным инструментом производства сюрреалистических и фантастических картин для музыкальной индустрии. Нынче он — привычный инструмент для многих художников.

Фото ВИТАЛИЯ ГИЛЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter