Подарите метр границы...

На таможенном складе в Могилеве хранятся конфискованные товары на сумму более 500 миллионов рублей.
На таможенном складе в Могилеве хранятся конфискованные товары на сумму более 500 миллионов рублей. Еще на миллиард - изъято, находится "на рассмотрении". После решения суда конфискованный товар будет переоценен экспертами и передан в торговую сеть.

Владимир Кузин, начальник отдела по борьбе с контрабандой и административно-таможенными нарушениями Могилевской таможни, организовал нам экскурсию по таможенному складу. Чего там только нет!

Партия хозяйственного мыла ввозилась из России без соответствующих документов. Ядохимикаты на сумму более 10 тысяч долларов перевозились в "бусике" с двойной стенкой между кабиной и кузовом.

Партии колес, мебели, велосипеды, телевизоры "Филипс", водка, сигареты и даже промышленные установки для охлаждения молока - все это ввозилось на территорию нашей страны с нарушениями.

Когда-то "Звенчатка" была пунктом Кричевской таможни, сейчас - пункт пропуска. Сотрудники таможни больше не дежурят здесь круглосуточно, но это не значит, что их работа стала менее эффективной. Периодически на "Звенчатку" выезжает группа для таможенного контроля. Совместно с Рославльским погранотрядом выявляют факты вывоза цветных металлов из нашей страны, ввоза сигарет и спиртных напитков без акцизных марок.

Во время проведения совместных операций представители белорусских и российских служб обычно стараются задержать нарушителей таможенного законодательства на "нулевом километре". Нарушитель стал ушлым - "тормозни" его с той же водкой на территории Российской Федерации, сразу найдет "отмазку": "Я нахожусь в России, ничего в Беларусь не ввез, значит, ничего не нарушил". Скольким таким "умникам" удалось избежать административной ответственности! Нулевой же километр - своего рода нейтральная полоса, здесь не отвертишься.

Иногда российские пограничники задерживают нарушителей уже на своей территории и передают белорусским коллегам. Так, в марте была задержана жительница Рогачева, незаконно ввозившая на территорию соседнего государства 1,5 тонны лома цветных металлов.

Движение на "Звенчатке" оживленное. За пять минут к пункту пропуска подъехали несколько грузовых фур - из Казахстана, Словении, Беларуси и России. Правда, ни одного нарушителя среди водителей не оказалось.

- Сложнее всего с некоторыми иностранцами: не понимают или делают вид, что не понимают русского языка, - рассказал начальник отдела таможенного оформления и контроля N 4 Могилевской таможни советник таможенной службы 3-го ранга Сергей Кустрей. - Правда, большинство "дальнобойщиков" все же неплохо объясняются по-русски.

Мы постояли в вагончике, принадлежащем РУП "Белдорцентр", понаблюдали, как работают компьютерные весы. По металлической пластине, вмонтированной в дорожное полотно, медленно катилась фура предпринимателя Рыженкова из Черикова, а на мониторе компьютера высвечивались цифры - нагрузка на каждую ось "Скании". Норма. Впрочем, если бы параметры превышали норму для данного класса автомобилей, тоже ничего страшного: доплати и езжай дальше. Злоупотребления на весах исключены - сведения о каждой взвешенной машине остаются в компьютерной базе данных.

На первый взгляд, все на "Звенчатке" гладко. Но это не совсем так - время от времени и белорусы, и россияне подбрасывают друг другу сюрпризы.

С иностранных граждан, в том числе с жителей России, взимается транзитный сбор. До марта транзитом считался проезд через нашу страну в третьи страны, с марта - проезд между двумя пунктами границы. Так что некоторым иностранцам этот сбор приходится платить дважды. Другие не платят совсем - пункт следования называет сам водитель, и его слова не всегда можно проверить. Скажет, что едет в Кричев, - платить не нужно.

Начальник отделения "Звенчатка" РУП "Интеравтотранс" Николай Сухорыбо считает, что водители должны платить не за транзит, а за въезд. Даже если этот сбор снизить по сравнению с нынешним транзитным, государство от этого только выиграет.

Белорусских водителей пугает обязательное гражданское страхование, которое будет введено в России с 1 сентября. Смущает не столько введение страховых полисов - подобное страхование существует в нашей стране с 1999 года, - сколько расценки, которые будут выше белорусских чуть ли не в 10 раз.

Около пункта обмена валют на "Звенчатке" - ни одного человека, зато валюты сколько угодно. В придорожном мотеле хватает свободных мест.

Но не только на "Звенчатке" работают белорусские таможенники. В зону деятельности Могилевской таможни входит вся территория Могилевской области, а это значит, что сотрудникам приходится нести службу на границе протяженностью более 430 километров. А нарушители еще не перевелись: за первое полугодие могилевскими таможенниками было выявлено 234 административных таможенных правонарушения, по которым изъято товаров на сумму более 2 миллиардов 715 миллионов белорусских рублей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter