Подача топлива

Белорусские НПЗ готовы к выпуску продукции в полном соответствии с требованиями новых техрегламентов Таможенного союза...

Белорусские НПЗ готовы к выпуску продукции в полном соответствии с требованиями новых техрегламентов Таможенного союза.

Белорусское ОАО «Мозырский НПЗ» со дня на день планирует резко сократить переработку нефти — сразу на 25 %. Причина не в сужении рыночного спроса, а как раз наоборот — в его стимулировании. Для того чтобы улучшать качество произведенного топлива, параллельно повышая глубину переработки черного золота, предприятия белорусской нефтепереработки постоянно обновляют свои технические мощности. Один из таких проектов и запланирован на сентябрь. На мозырском заводе пройдет капитальный ремонт комплексной установки по первичной переработке нефти.

Несмотря на то что многие зарубежные СМИ уже успели предупредить рынок о возможных перебоях в поставках белорусского топлива, в Беларуси не считают, что плановые капремонты в значительной мере повлияют на отгрузку бензина и ДТ. «По всем направлениям, куда сегодня поставляются белорусские нефтепродукты, созданы определенные запасы, которые не позволят нашим торговым партнерам испытывать дискомфорт», — отмечает заместитель генерального директора «Белорусской нефтяной компании» Александр Демидов.

Как отмечают в концерне «Белнефтехим», в настоящее время мощности по первичной переработке нефти Мозырского нефтеперерабатывающего завода составляют примерно 12 млн. тонн, еще порядка 10,8 млн. тонн в год перерабатывает второе предприятие отрасли — новополоцкий «Нафтан». В 2011 году глубина переработки нефти на «Нафтане» составила около 75 %, при этом отбор светлых нефтепродуктов сложился на уровне 54 %.

На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе переработка нефти в 2011 году осуществлялась с глубиной около 69 %, при этом отбор светлых составил свыше 59 %. В апреле нынешнего года было определено, что годовой объем нефти, поставляемый Российской Федерацией в Беларусь, составит около 21,5 млн. тонн. «То есть в Мозырь и Новополоцк на каждый завод по трубопроводу поступит по 10,75 млн. тонн», — пояснил генеральный директор Мозырского НПЗ Анатолий Куприянов.

По словам руководителя, сегодня примерно 70 % производимой продукции предприятия реализуется на внешних рынках. За семь месяцев 2012 года в поставках за рубеж был достигнут рекордный показатель — $ 1,875 млрд., что на 19 % больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Нефтепродукты из Мозыря поставляются в 19 стран мира, хотя основными рынками сбыта являются два государства — Нидерланды (39 %) и Украина (36 %). «Поставки также осуществляются в Италию, Венгрию, Польшу, Румынию, страны Балтии, в Российскую Федерацию. Примерно 25 % нашего экспорта — это дизельное топливо, 36 % — мазут. На долю бензина Аи-95 приходится 15 %, Аи-92 — 11 %», — объясняют на предприятии.

Как рассказывают на Мозырском НПЗ, минувший год для предприятия был не самым лучшим, однако в 2012-м открылось «второе дыхание». Стабильная загрузка производственных мощностей позволила значительно улучшить экономические показатели, и сейчас завод имеет высокую прибыль и достаточно средств как для реализации социальных программ, так и для дальнейшего технического развития производства. На отрасли положительно сказалось вступление Беларуси в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Благодаря достигнутым договоренностям о невзимании таможенной пошлины на нефть страна только в 2012 году сэкономит около $ 2,1 млрд. «В этом году мы переработаем рекордный объем нефти даже с учетом остановки производства для установки нового оборудования в сентябре—октябре. Всего будет переработано около 11,122 млн. тонн», — поведал генеральный директор.

Программа технического перевооружения, которая ныне проводится на белорусских нефтеперерабатывающих предприятиях, позволила им уйти вперед в своем техническом развитии по сравнению с большинством НПЗ, работающих на просторах СНГ. Так, в 2010 году на мозырском заводе была введена установка гидрообессеривания бензинов каталитического крекинга, что позволило предприятию приступить к производству автомобильного бензина «Евро-5» в соответствии с требованиями европейских стандартов. А в декабре 2011 года здесь же была введена в эксплуатацию установка гидроочистки дизельного топлива мощностью 3 млн. тонн в год. Как отмечают в концерне «Белнефтехим», белорусские НПЗ благодаря своевременной реализации инвестиционных проектов уже сейчас готовы к выпуску моторных топлив, топочного мазута в полном соответствии с требованиями техрегламентов Таможенного союза, которые вступят в силу на территории стран ЕЭП после 31 декабря 2012 года.

На Мозырском НПЗ, согласно планам, до 2015 года на модернизацию основных фондов будет направлено около $ 1,4 млрд. На предприятии для увеличения глубины переработки нефти во втором квартале 2013 года планируется введение в эксплуатацию установки вакуумной дистилляции мазута и строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. «Уже со дня на день будет проведен тендер для строительства установки высокооктановых добавок для бензина. Оценка этой установки по финансированию составляет $ 215 млн. Кроме того, недавно мы подписали договор с японской компанией по изготовлению аппаратов по переработке тяжелых остатков нефти. Это сложные аппараты, которые будут доставлены на завод в сентябре 2014 года. И в следующем году мы будем проводить тендер для определения подрядчика для строительства установки. Стоимость установки оценивается в $ 1,2 млрд.», — отметил Анатолий Куприянов. Ожидается, что в результате реализации инвестиционной программы развития отбор светлых нефтепродуктов вырастет до 72 %, производство автомобильных бензинов класса «Евро-5» составит около 3 млн. тонн в год. А выработка мазута снизится до 960 тыс. тонн, его качество будет соответствовать европейским стандартам — содержание серы менее 1 %.

Такие технические нововведения — как нельзя кстати. Во-первых, на рынках соседних стран бензины классов «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5» становятся все более востребованными потребителями, а во-вторых, перспективы повышения пошлин на мазут делают его переработку проектом не слишком выгодным. Хотя, как отмечает заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Волков, реализация инвестпроектов, направленных на повышение глубины переработки нефти, предусматривает поэтапное снижение производства темных нефтепродуктов, что позволит к моменту принятия решения о выравнивании таможенных пошлин минимизировать их выработку.

Как уверены в концерне, в результате реализации Программы развития нефтеперерабатывающих заводов республики к 2015 году рост объемов переработки нефти на каждом НПЗ составит до 12 млн. тонн в год, глубина переработки нефти увеличится до 89—92 %. На ОАО «Нафтан» также планируют масштабные технические новшества — здесь произойдет увеличение выработки высокооктановых бензинов более чем на 700 тыс. тонн в год, дизельное топливо будет выпускаться только в соответствии с требованиями экологического стандарта «Евро-5» (с содержанием серы 10 ррт). Будет осуществлен выпуск нового вида продукции — нефтяного кокса. Объем выпуска этой продукции составит до 450 тыс. тонн в год. Основной проект, который позволит значительно углубить переработку нефти на ОАО «Нафтан», — это строительство большого комплекса замедленного коксования, включающего установку утилизации сероводорода, установку сероочистки и установку по производству водорода.

По  поводу

В холода, в холода…

В начале нынешнего года Мозырский НПЗ выступил на рынок с абсолютной новинкой — дизельным топливом для холодных погодных условий. Обычный «дизель» при низких температурах начинает густеть, становится похожим на парафин, и в итоге автомобили и техника остаются неподвижно стоять там, где их застали холода, до самого потепления. В феврале 2012 года, когда морозы пришли в Беларусь, многие автолюбители столкнулись с такой проблемой. Дизтоплива «Арктика», которое только начали поставлять в розничные сети АЗС, катастрофически не хватало: спрос на него был огромным.

«Арктика» производится из обычного дизтоплива с добавлением гидроочищенного керосина. Поэтому объем его выпуска ограничен примерно 18 тыс. тонн в месяц, — рассказывает Анатолий Куприянов. — В феврале, когда в сети поставлялось все, что производится, объемы производства достигали 700 тонн в сутки, все это полностью уходило на внутренний рынок. Впоследствии, когда погода стала более теплой, мы предлагали розничным сетям заключить долговременный контракт на поставки этого вида топлива, но сделать это не удалось из-за определенной осторожности у коммерческих структур. Ничего удивительного в этом нет — спрос определяет стоимость. Поскольку зимнее топливо стоит намного дороже обычного, можно предположить, что потребитель не будет гореть особым желанием приобретать его при умеренных холодных температурах». Как отмечает руководитель  Мозырского НПЗ, анализ, проведенный специалистами концерна «Белнефтехим» и компании «Белоруснефть», показал, что ежемесячная востребованность рынком зимнего дизтоплива в холодный период 2012—2013 года будет находиться на уровне 15 тыс. тонн в месяц, хотя, учитывая, что в последнее время морозы стали мягче, не исключено, что и меньше. «Так что, возможно, мы достигнем договоренности в отпуске зимнего дизтоплива на внутренний рынок в объемах 10 тыс. тонн ежемесячно, а оставшиеся 7—8 тыс. будем продавать на экспорт, тем более что спрос на него есть», — пояснил Анатолий Куприянов. Кстати, в начале нынешнего года та «Арктика», которая оказалась не нужна на внутреннем рынке, экспортировалась в Польшу и Украину.

Александр БЕНЬКО, «Р»

На снимках: генеральный директор Мозырского НПЗ Анатолий КУПРИЯНОВ; установка каталитического крекинга.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter