Под знаком Скорпиона

Вот те на! Ален Делон и Олег Меньшиков родились в один день!
От Делона до Меньшикова: ехать и ехать — Тот самый Пригов — Люся, держись! — Прошу слова

Вот те на! Ален Делон и Олег Меньшиков родились в один день! И есть, есть между ними что–то общее. Оба видные, импозантные, талантливые, обладающие незаурядной интуицией, волевые и эгоцентричные Скорпионы, всегда добивающиеся своей цели. И расклад был следующим. На одной чаше медиавесов — документальный фильм «Олег Меньшиков. Время, когда ты можешь все», хрестоматийные «Покровские ворота», спектакль «Игроки», на другой — дотошный портрет французского документалиста Филиппа Коли «Ален Делон. Уникальный портрет», детективы «Сицилийский клан» и «На ярком солнце».

Объявим в этом негласном календарном соперничестве ничью, оба рассказа получились интересными и содержательными. Но если в первом проекте герой взял инициативу в свои руки и сам решал, о чем стоит говорить, о чем нет, то Филипп Коли разобрал Делона по косточкам. Порой звучали вещи не совсем комплиментарные. С Делоном Меньшикову сыграть не удалось, но вот с Катрин Денев получилось в драме «Восток — Запад». Сейчас актер снимается в двух кинопроектах Федора Бондарчука и Александра Цекало. Чем черт не шутит, может, и встретятся еще на площадке.

...Опять натворил дел российский художник–акционист Петр Павленский! На этот раз поджег двери ФСБ на Лубянке. Эх, ничто не ново под луной. И до Петра были в искусстве яркие и неординарные личности. Например, художник и поэт Дмитрий Пригов, чье 75–летие отметила литературная тусовка.

Дмитрий Александрович, например, оставлял на деревьях в парках и на остановках общественного транспорта объявления, отпечатанные на пишущей машинке, в виде поэтических строчек. Например, такие: «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!» (Так назывался и документальный фильм о поэте.) За что уже на излете Советского Союза умудрился попасть в психиатрическую лечебницу и только усилиями друзей был вызволен оттуда.

Пригов был продуктом своего времени. Композитор Владимир Мартынов вспоминал, что в детстве на одной из демонстраций маленький Дима подносил на трибуну Мавзолея цветы одному из членов Политбюро и очень завидовал девочке, которая вручала цветы Сталину. Это был эпический восторг советского детства. Уже потом, повзрослев, Пригов стал иронизировать над реалиями быта советской жизни.

Советский Данте, как называли его друзья по литературному цеху, совершил свой переворот в поэзии, приблизив ее к жизни. Он хорошо знал оперу, особенно творчество Вагнера, любил петь, не имея слуха. Учил кота говорить слово «Россия»: «Ну скажи, кисонька!», назвав происходящее медиаоперой. (Запись эта есть сегодня в интернете.) В последние годы часто жил в Англии, которую очень любил. Умер от третьего инфаркта. Но остались картины, стихи и афоризмы яркого представителя концептуализма.

О ком только уже не сняли телевизионные биографические сериалы. Героями вечерних саг становились маршал Георгий Жуков, министр культуры Екатерина Фурцева, актриса Любовь Орлова и режиссер Григорий Александров, певцы Леонид Утесов, Анна Герман, Эдита Пьеха и Петр Лещенко. Кажется, что руководители каналов черпают идеи строго по книгам библиотеки ЖЗЛ. На одном из телеканалов стартовал сериал «Людмила Гурченко». Опять–таки фильм вызывает пока больше вопросов. Начиная с песни на начальных титрах. Не совсем похожа актриса Юлия Пересильд на юную Люсю. Слишком нарядной выглядит картинка, слишком картонно звучат диалоги. Может, просто фигура Людмилы Марковны еще слишком жива в памяти, потому и относишься ревностно к любой интерпретации ее образа.

Гурченко любила крепкое словцо. Произносит их и еще одна любимая актриса Инна Чурикова в картине Василия Сигарева «Страна Оз», показанной на фестивале «Лiстапад». Сошлось так, что до этого «Культура», словно в пику эпатажному Сигареву, крутанула спектакль «Ложь во спасение» по пьесе Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя», где Инна Михайловна играет роль Бабушки. И снова подумалось, что нынешним экспериментаторам для того, чтобы быть услышанными, нужны мастера старой школы, у которых никогда не было проблем ни с дикцией, ни с чувством юмора.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 220 (24850). Пятница, 13 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter