Под знаком самобытности и единства

Участники и гости гомельского областного этапа Х Республиканского фестиваля национальных культур могли попробовать кагни и самсу и увидеть настоящий танец живота

Участники и гости гомельского областного этапа Х Республиканского фестиваля национальных культур могли попробовать кагни и самсу и увидеть настоящий танец живота

Областной этап фестиваля, который на Гомельщине проходил под названием “О, край родны, край прыгожы!”, принимал Рогачев. Главным призом для победителей стала возможность представлять свою область летом на финальном этапе в Гродно. В этот раз, с удовольствием отметили организаторы, в полку участников фестиваля прибыло — было представлено девятнадцать национальностей, на три больше, чем два года назад, из пятнадцати районов Гомельщины и областного центра. Зрительный зал городского Дома культуры был полон, а программа и выступления участников отмечались яркостью и самобытностью.

Плов под музыку бандуристов

Как того требует формат фестиваля, представители национальных культур рассказывали о себе, своих корнях и традициях в работах декоративно-прикладного творчества, которые сложились в эффектную выставку, приготовлением блюд своей кухни и концертными выступлениями. Особенно большой интерес вызвали вышитые иранские подушки, посуда, шкатулки, выполненные по канонам мусульманской культуры, расшитая узбекская одежда. Что касается национальных блюд (все можно было продегустировать), то очень многие и зрители, и участники праздника были в восторге от цыганских традиционных кагни и чапати, иранской самсы, азербайджанских и узбекских плова и мантов, впрочем, и многих других блюд, которые были приготовлены с большим старанием, щедростью и добротой. Чем еще покорили восточные хозяйки, так это своим умением приветить гостя.

А если говорить о концертных номерах, здесь все было настолько здорово, интересно и захватывающе, что жюри, которое возглавлял художественный руководитель Национального академического народного хора Беларуси имени Цитовича Михаил Дриневский, не позавидуешь. Свое творчество на суд зрителей вынесли народный ансамбль бандуристов “Вербыченька” из Ветковского, ансамбль народной песни “Скарыначка” из Гомельского, трио “Созвучие” из Наровлянского, семейный ансамбль “Маринич” из Речицкого, “Лоутари” из Житковичского районов и многие другие, представляюшие разные песенные, танцевальные культуры, отражающие разные стили и жанры — от наследия предков до современных ритмов.

Все цветы в одном соцветии

Примечательно, что среди участников было немало коллективов и творческих личностей, которые уже не первый раз принимают участие в подобном фестивале. Среди них иранка Гулжамор Насирова, проживающая в Жлобинском районе.

— До семнадцати лет жила на своей исторической родине. Потом переехала в Беларусь. Родители остались там, по возможности мы их навещаем, — рассказывает женщина. — Я и мои дети хорошо знаем белорусские традиции, белорусскую кухню, которая нам нравится. Но и о своих традициях не забываем. Например, отмечаем праздник Наврус, который для нас все равно что для белорусов Пасха. Накрываем стол по национальным канонам, угощаем соседей.

Лемнар Османов, представитель татарской культуры, также проживает в Жлобинском районе. К слову, район — один из самых многонациональных на Гомельщине. Лемнар считает, что такие мероприятия, как фестиваль в Рогачеве, с одной стороны, не дают забыть о своих корнях, что всегда важно для человека, а с другой — сплачивают и объединяют людей различных национальностей и культур.

— Приятно видеть, как в одном зале собирается целое соцветие этих культур, — говорит он. — Когда люди знакомятся с традициями других народов, учатся уважать их, а возможно, что-то позаимствуют для пользы дела. Кстати, у нас, татар, одна из важнейших традиций, которую я стараюсь прививать своим детям, это уважение к старшему поколению, его мудрости.

С берегов Альбиона — на берег Днепра

Рогачевский район представили Елена Балашова (танец живота в турецком стиле), Алина Лукашева (лирическая болгарская песня группы “Мани” “Не искам не мога”) и вокальный ансамбль “Экспромт”. Этот творческий коллектив имеет свою примечательную историю. В него входят супруги Джон и Елена Натт. Мы привыкли к тому, что зачастую наши представительницы прекрасного пола уезжают устраивать личное счастье в чужие земли, за моря-океаны. А англичанин Джон Натт нашел свое зрелое счастье в Рогачеве. Натты спели дуэтом, с еще двумя вокалистками. Блеснул Джон и личным вокалом в песне из репертуара Элвиса Пресли. От фестиваля он в восторге. Особенно большое впечатление на него произвели представители цыганской культуры своими запоминающимися костюмами, искрометными музыкальными композициями.

Еще одна отличительная черта нынешнего областного отборочного тура в Рогачеве — это участие в нем детишек. В частности, самое хорошее впечатление на публику и жюри произвели Рафаэль Пападиа из Гомеля, представлявший итальянскую культуру, Христина Тергалова из Гомеля, которой близки грузинские национальные традиции, другие юные таланты.

Однако как бы ни были хороши выступления участников, жюри все же, как уже говорилось, надлежит сделать выбор. В Гродно поедут лучшие из лучших. Главным критерием отбора будет соответствие национальным канонам.

 Рецепты от участников фестиваля в Рогачеве

Узбекские манты

Для теста: 500 г муки, 1 яйцо, чайная ложка соли, 0,5 стакана воды. Для фарша: 1 кг мяса (баранины), 500 г лука, 0,5 стакана соленой воды (1 чайная ложка соли), 1—1,5 чайной ложки черного перца, 100—150 г курдючного или нутряного сала.

Круто замешанное тесто скатать в шар, накрыть салфеткой и оставить на 30—40 мин. Затем раскатать в пласт толщиной 1—2 см и нарезать из него квадраты 10х10 см. Мясо баранины либо мелко порубить, либо пропустить через мясорубку с крупной решеткой. В фарш добавить мелко нарезанный лук, молотый перец, несколько чайных ложек соленой воды, тщательно размешать. Курдючное или нутряное сало нарезать кусочками величиной с крупную фасолину или боб. В каждый квадрат теста положить 1 столовую ложку мясного фарша и 1 кусочек сала. Лучше всего варить манты на пару  в специальной посуде манты-каскане. Если манты-каскане нет, можно варить в кастрюле, установив на дно глубокую тарелку, смазанную маслом с одним рядом мант и накрыв ее другой тарелкой. Дно кастрюли заливается водой, посуда плотно закрывается крышкой и ставится на слабый огонь. Готовятся манты 25—30 минут, после чего их заправляют сметаной или наваристым бульоном, посыпают черным перцем и зеленью кинзы.

Щука, фаршированная по-еврейски

1 крупная щука в 1,5—2 кг весом, 3 луковицы, полбатона, 2 яйца, 2 чайные ложки молотого черного перца, 2 чайные ложки сахарного песка, 1 чайная ложка соли для фарша, остальная соль — по вкусу, 1 крупная свекла, 1 крупная морковь.

Щуку очистить от чешуи, не потроша, разрезать поперек на куски шириной 4—5 см, затем удалить внутренности, осторожно вырезать мякоть и кости, оставляя нетронутой кожу и слой подкожного жира не менее 0,5 см, чтобы получились кольца. Точно так же вычистить голову. Хвост оставить целым. Мякоть пропускают через мясорубку вместе с луком, хлебом, крутыми яйцами. К полученной массе добавляют соль, сахар, перец. Ею начиняют кольца и голову. Свеклу и морковь мелко шинкуют, лук нарезают полукольцами. Овощи кладут в сотейник, на них вплотную кольца нафаршированной щуки, затем еще слой овощей, добавляют перец, соль. Оставшийся фарш намазывают тонким слоем по овощам, смазывают яйцом. Сотейник ставят в горячую духовку, не закрывая крышкой, на 3—4 минуты до образования на яйце характерной корочки. Затем заливают холодной водой (чтобы были покрыты овощи) и ставят на слабый огонь под крышку, варят в течение 1 часа. Готовую рыбу подают на блюде, полив загустевшим бульоном, смешанным с хреном. В качестве гарнира можно использовать овощи, в которых рыба варилась, либо отварной картофель.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter