Под защитой государства

В январе 2008 года в России начала работать «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы». Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам академик РАЕН, профессор Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса Геннадий КУЛИК видит положительные перемены в российском АПК.

В январе 2008 года в России начала работать «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы». Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам академик РАЕН, профессор Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса Геннадий КУЛИК видит положительные перемены в российском АПК.

Программа имеет статус приоритетного национального проекта и охватывает все направления развития агропромышленного комплекса, сельских территорий, а также продовольственного обеспечения. Анализируя итоги ее реализации за год с небольшим, можно сказать, что в стране созданы условия для устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции. Растет заработная плата селян, кое-где даже быстрее, чем в других отраслях экономики, тем не менее оставаясь неудовлетворительно низкой – около 7,8 тысячи рублей. Повысились финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций и их рентабельность, прибыльных хозяйств стало больше: если, например, в 2005 году их было 58 процентов, то в 2008 году – почти 75. Значительно возросла прибыль этих хозяйств. Ее общий объем превысил 142 млрд рублей. Одна из целей, которую ставили перед собой авторы программы, – приблизить условия жизни на селе к городским. И сегодня уже есть о чем говорить. В 2008 году вместо запланированных 1489,2 тысячи м2 в эксплуатацию введено 1760,17 тысяч м2 жилья, почти половина из них – для молодых семей и специалистов. Превышены планы газификации и снабжения сельских населенных пунктов питьевой водой. Благодаря мерам Правительства и Минсельхоза России, направленным на сдерживание роста цен на минеральные удобрения, село получило 2,2 млн тонн удобрений, при этом государство компенсировало им 30 процентов затрат. На эти цели ежегодно выделяется 8 млрд рублей. Не забыты и сельскохозяйственные угодья. Сельским труженикам удалось сохранить для севооборота 914 тысяч га земли, спасти от водной эрозии и подтопления – 95 тысяч га, вернуть в сельскохозяйственный оборот – 60 тысяч га земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Государство поддерживает и техническую, и технологическую модернизацию сельского хозяйства, выделяет льготные кредиты, создало специальную лизинговую организацию ООО «Росагролизинг». В прошлом году с учетом лизинга приобретено 23,8 тысячи тракторов, 9,6 тысячи зерноуборочных и 3,2 тысячи кормоуборочных комбайнов, что очень выручило российских сельхозпроизводителей. В связи с увеличением валового сбора зерновых и зернобобовых растут объемы их реализации на внутреннем рынке. В 2008 году, например, было продано 52 млн тонн зерна – на 4,2 процента больше запланированного. А вот экспорт сократился на 12 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Причина в том, что в ряде регионов, получивших рекордный урожай зерна, его негде хранить. Чтобы минимизировать потери зерноводов, государство должно предоставить им субсидии, снизить тарифы на перевозку зерна по железной дороге, договориться с потенциальными покупателями нашего зерна о возможном увеличении объемов закупок, в том числе на условиях предоставления Россией связанных кредитов. Но главное в том, что параллельно создавались условия для привлечения собственных финансовых ресурсов, улучшения социального положения работников сельскохозяйственных предприятий и условий оплаты их труда, создавалась необходимая инфраструктура: строились и модернизировались поликлиники, школы, детские сады, спортивные учреждения. Но сказать о том, что решены все проблемы, нельзя. Например, в Западной Европе на каждый вырученный евро фермер получает дополнительно до 30 евроцентов – на развитие. Наш крестьянин в 2008 году на каждый реализованный рубль получил 13 копеек. Да, Россия серьезно модернизировала и перестроила свою аграрную политику. Из бюджетов всех уровней – федерального, региональных, местных – село в 2008 году получило около 100 млрд рублей. В 2003-м – только 17. И сразу замечу, что в 2009 году, несмотря на кризис, инвестиции в сельское хозяйство выросли за счет увеличения уставного капитала Россельхозбанка более чем на 45 млрд рублей и лизинговой компании «Росагролизинг» – на 25 млрд рублей. В последние годы государство предпринимает ряд мер в поддержку отечественных сельхозпроизводителей. Например, в текущем году подписано соглашение с производителями топлива о том, что в первой половине года цены на дизельное топливо меняться не будут. А в связи с ущербом, который в этом году нанесла зерноводам засуха, Владимир Путин принял решение оказать им финансовую поддержку. Сегодня Россия стоит на 3-м месте в мире по продаже зерна, продавая около 13–14 млн тонн зерна в год. Мы можем полностью удовлетворить внутренние потребности и сохранять свое присутствие на мировом рынке. Понимая важность этого, государство закупило у крестьян излишки прошлогоднего зерна, чтобы иметь резерв на случай неблагоприятных погодных условий. Кредитует такую закупку зерна Российский сельскохозяйственный банк. В этом году закуплено 9,7 млн тонн, хозяйствам выплачено порядка 46 млрд рублей. Это выгодно и государству, и хозяйствам: они смогли не только реализовать зерно, но и пустить деньги в оборот. Но это одна сторона дела. Мы знаем и о другой. На рынке до сих пор ощущается некоторое притеснение интересов крестьянства. Доля крестьян в цене, которую в магазине платит потребитель, остается крайне низкой. Статистика говорит о том, что последние годы выручка сельхозпроизводителя от реализации в розничной сети снижается и составляет сегодня от 40 до 50 процентов. Остальные уходят посредникам. За литр молока крестьянин получает не больше 6–7 рублей. Это меньше стоимости питьевой воды, которой торгуют розничные сети. Необходимо наконец отдать приоритет отечественному производителю. Но качество его продукции должно строго соответствовать показателям, утвержденным техническими регламентами и другими регулирующими документами. И здесь нельзя не вспомнить о том, что правительство меняет позицию вступления в ВТО. Условия, предъявляемые ВТО, беспокоят отечественных сельхозпроизводителей. По многим показателям мы не можем конкурировать с крупнейшими производителями продовольствия, без экономической поддержки наших сельхозтоваропроизводителей и защитных мер, которые бы оградили внутренний рынок от поглощения. Но условия деятельности ВТО позволяют на определенный период времени сохранять действующие нормативы и законодательные акты, регулирующие взаимоотношения государства с отечественными товаропроизводителями до вступления в ВТО. Я знаю, что многие страны так и поступали. Финляндия, например, вступив в ВТО, сохранила государственную монополию на торговлю водкой. Многие страны очень обстоятельно оговаривали условия, связанные с организационными формами производства, принимали закон, по которому, например, фермерское хозяйство не подлежит разделу даже среди родственников, а переходит по наследству или покупается как цельное хозяйство. При этом конкретные особенности экономической системы и законодательства государства могут быть сохранены. Скажем, Россия на определенный период времени может сохранить действующую заградительную систему пошлин и квот на поставку товаров и продуктов на ее рынок, оговорить и другие условия, отвечающие интересам наших стран. Наши переговорщики, думаю, за 10 лет набрались опыта, который не позволит принести стране новую беду. Недаром у нас говорят: семь раз отмерь, один – отрежь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter