Обманом заманил в дом: СК раскрыл неизвестные подробности дела об изнасиловании и убийстве девушки в Минске

Под тяжестью улик

Поздним октябрьским вечером 2017-го минский таксист, проезжая по улице Васнецова, заметил нечто странное. Вдалеке неизвестный в капюшоне, прикрывая лицо, нес что-то, напоминающее ковер. Необычная поклажа для такого времени. Водитель вышел, вгляделся в темноту и застыл: на плече незнакомца лежала девушка, ее голова безжизненно качалась из стороны в сторону. Парень поспешил к подозрительному человеку. А тот вдруг стал убегать, бросив «поклажу». Таксист склонился над девушкой — она была мертва. Беглеца и след простыл... Но в прошлом году убийцу осудили. Процесс проходил в закрытом режиме — многое осталось лишь в стенах здания суда. Но сегодня СК поделился деталями жестокого преступления.



Во время осмотра места происшествия следователи и милиция определили: погибшую задушили шнурками от ее же байки, которые были завязаны на шее. Впоследствии экспертиза подтвердила: причина смерти — механическая асфиксия. Кроме этого, жертва была изнасилована. «По всем фактам сложных, нераскрытых или имеющих трудности в расследовании убийств, совершенных на территории Минска, выбывают следователи нашего подразделения и работают во взаимодействии с сотрудниками уголовного розыска. В тот раз произошел как раз такой случай. Подозреваемый скрылся с места происшествия, плюс темное время суток и сильный дождь, влияющий на следовую картину... Эти факторы осложняли работу. В то же время мы понимали, что действовать нужно как можно быстрее», — рассказывает начальник отдела по расследованию преступлений против личности и общественной безопасности УСК по Минску Семен Пицко.

В кратчайшие сроки осмотрели тело, начали тщательно прочесывать каждый сантиметр места происшествия. Уже казалось, что вблизи жертвы ничего подозрительного не обнаружат, как вдруг примерно в нескольких сотнях метров находят разбросанные вещи погибшей: документы, студенческий билет, рюкзак…

Семен Пицко.
Фото Яна Жура.

На девушку совершили разбойное нападение, а потом изнасиловали и убили? Но если преступление произошло спонтанно, зачем и куда преступник нес жертву? Планировал избавиться от тела в водоеме (рядом находится Слепянская водная система)? Поначалу в этом деле было много вопросов. С помощью документов выяснили: потерпевшая — 21-летняя уроженка Гомельской области Анна С., заочно училась в БГЭУ (здесь и далее все имена изменены по этическим причинам). Дальше следствию нужно было максимально быстро определить круг общения и начать его отработку: роль в раскрытии дела могли решать считаные минуты. Установили, что Анна работала в одном из банков Минска. Анализ телефонных соединений указывал, что незадолго до совершения преступления она общалась с неким Евгением К. Возможно, он причастен к преступлению. Следователям удалось быстро найти молодого человека. В тот момент он находился… на железнодорожном вокзале с билетами в Санкт-Петербург. Еще немного — и покинул бы страну. Пытался сбежать? Парень стал заверять: познакомился с Аней недавно, но в тот день даже не видел ее. И все же его задержали.

Евгений настаивал на своей непричастности. Сказал, что якобы в день убийства с Анной встречался его недавний знакомый — Андрей Т., 21-летний житель Гродненской области. Дальнейшее расследование подтвердило: парень говорит правду. На следующий день подозреваемого разыскали и задержали в частном доме на проезде Веснина. Евгений и Андрей вдвоем снимали это жилье. Как правило, хозяевами оно сдавалось на сутки — для проведения вечеринок.

Во время следствия Андрей подтвердил: да, был знаком и даже встречался с Анной в тот день. Но тоже полностью отрицал свою причастность к совершению убийства. Однако при более конкретных вопросах начинал отвечать нечетко, терялся и замыкался — вел себя необычно. В его показаниях следователи усомнились. Параллельно проводился детальный осмотр арендуемого дома, заваленного мусором, одеждой и всяким хламом. За жилищем не следили. Тщательное исследование каждой из вещей помогло обнаружить важнейшие улики. «В подвале дома в горе мусора нашли спрятанный джемпер Андрея. На рукавах имелись пятна крови, а на плече — женский волос. Они принадлежали Анне. В то же время помогло скрупулезное изучение видеозаписи камеры наблюдения в районе обнаружения убитой. В кадр лишь на долю секунды попало изображение: неизвестный нес тело, длинные волосы жертвы касались как раз его плеча. Аналогичную картину описывал и водитель такси», — рассказывает подполковник юстиции.

Следствие подробно изучало и другие места, где засветился подозреваемый, находило там доказательства, которые отдельно казались незначительными, но при сопоставлении вырисовывали картину произошедшего в тот день. В итоге исходя из собранных данных получилось восстановить весь маршрут фигуранта, каждый его шаг.

Результаты экспертиз тоже указывали на причастность Андрея. Так, на шнурках байки, которыми задушили девушку, обнаружили его генетический материал. Не хватало на тот момент лишь одного — признания убийцы.

Изначально на допросах парень подробно описывал наскоро выдуманные обстоятельства. Мол, выпивали, общались, потом Аня ушла. О половом контакте не сказал ни слова. Это вызывало сомнения. Чем объяснить кровь жертвы на одежде, результаты экспертиз и другие факты? Понимая, что следователи нашли неопровержимые доказательства, которые прямо указывали на недостоверность его показаний, Т. изменил свою версию: произошла обыкновенная ссора, в какой-то момент перестал себя контролировать и случайно задушил девушку. Об изнасиловании умолчал. Однако и здесь на его причастность указывали результаты экспертизы. Тогда Андрей вновь коренным образом поменял показания. Заявил, что вступал с потерпевшей в половую связь, но по обоюдному согласию. Не сообщил об этом раньше, потому что счел неважным. Но и этот ход следствие просчитало. В ответ на новые обстоятельства, сочиненные молодым человеком, следователи передавали для ознакомления заключения экспертиз и другие доказательства, которые скупым языком официальных документов указывали на несостоятельность его версии. «Я ее задушил, испугавшись ответственности за изнасилование», — наконец под тяжестью собранных улик и восстановленных обстоятельств сознался Андрей. Следователи установили полную картину преступления.

В подвале этого дома были найдены улики.
Фото УГКСЭ по г. Минску.

За пять дней до убийства Андрей и Евгений познакомились в общественном транспорте с Анной. Пригласили прийти на шашлыки в арендованный дом. Через какое-то время Андрей попросил Евгения позвать девушку в гости, но самому не приходить. Дело в том, что их новая знакомая испытывала симпатию как раз к Евгению. Молодой человек согласился и «выручил» знакомого.

На допросах Андрей пояснил, что сам приглашать не решался, поскольку боялся отказа. Собираясь на встречу, девушка и не подозревала, что она идет на верную гибель. «Андрей уже ждал потерпевшую в доме, чтобы вступить с ней в половую связь. Однако получил отказ от удивленной знакомой, из-за чего возникла ссора. Молодой человек начал бить Анну и изнасиловал. Когда девушка сказала, что намерена обратиться в милицию, он схватил ее за шею и задушил шнурками от байки», — рассказывает Семен Александрович. Далее злоумышленник вынес тело из дома. Скрываясь от таксиста, Андрей инсценировал разбойное нападение, разбросав по дороге вещи Анны. Затем начал приготовления к побегу в Россию, но не успел…

Преступник до самого конца пытался избежать наказания, выгораживал себя. На протяжении всего следствия выдвигал различные версии от «я не совершал убийства» до «не насиловал». На их проверку требовалось время. Через шесть месяцев Андрею предъявили окончательное обвинение. А в прошлом году суд признал насильника и убийцу виновным, приговорив его к 19 годам лишения свободы в исправительной колонии усиленного режима.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter