Под стук колес подсчитываются миллионыc

На протяжении многих лет Белорусская железная дорога неразрывно связана с Белорусским государственным университетом транспорта. И не только тем, что многие руководители магистрали — выпускники БелГУТа, а прежде всего тем, что при БелГУТе создан НИИ железнодорожного транспорта, в 11 лабораториях которого проводятся систематические исследования систем железнодорожного транспорта.

Более 10 лет назад в связи со значимостью проводимых исследований совместным постановлением ректора университета и начальника Белорусской железной дороги была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория “Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава”, научным руководителем которой был назначен нынешний ректор университета доктор технических наук, профессор Вениамин Иванович Сенько. Научные разработки охватывают круг вопросов по проблеме повышения надежности и долговечности подвижного состава, безопасности движения на железнодорожном транспорте. О наиболее значимых из них мы попросили рассказать непосредственно Вениамина Ивановича.
“8 лет назад возникла ситуация, когда российская сторона заявила, что белорусские грузовые вагоны не смогут передвигаться по территории соседнего государства, так как отслужили свой срок службы, — говорит ректор. — Тогда БелГУТ по просьбе железной дороги выполнил исследования, касающиеся продления срока службы тележек грузовых вагонов. С помощью Брянского технического университета наш университет провел натурные испытания и показал, что срок службы тележек можно продлить на 5 лет. После этого в Гомель были приглашены специалисты из всех стран СНГ, и мы представили им результаты этих исследований. А внедрение разработанных рекомендаций, по оценке работников Белорусской железной дороги, позволило ей получить единовременный экономический эффект в размере более 12 миллионов долларов с дальнейшим ежегодным эффектом в 2,5 миллиона долларов. Через 3 года россияне провели аналогичные исследования, которые показали, что эксплуатацию тележек грузовых вагонов можно продлить еще на год. После этого согласительная комиссия Совета по железнодорожному транспорту уполномоченных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии пришла к решению о ходатайстве перед железными дорогами стран СНГ о целесообразности распространения разработки БелГУТа на их территории. Таким образом, реализация этого проекта позволила сэкономить значительные средства, которые можно было бы потерять при покупке новых вагонов. Тем самым удалось поправить положение Белорусской железной дороги.
Помимо этого коллектив лаборатории является автором проекта “Белорусский пассажирский вагон”, который реализован на Гомельском и Минском вагоноремонтных заводах. В проекте использованы решения, позволяющие обеспечивать надежность и комфорт для пассажиров.
БелГУТ аккредитован как независимый орган по сертификации продукции и услуг железнодорожного транспорта. Правда, пока испытания в рамках сертификации приходится проводить в Санкт-Петербурге, но сегодня мы поставили для себя задачу — через пять лет проводить испытания в собственном испытательном центре. Для этого в черте Гомеля предусмотрена площадка, на которой к лету 2009 года планируется возведение центра по проведению статических и динамических испытаний. Сейчас в этом направлении сделан первый шаг — закуплено оборудование”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter