Под сенью “Белой вежи”

XI Международный театральный фестиваль в Бресте посвящен 10-летию Союзного государства Завтра вечером прозвучат фанфары для обладателя Гран-при ХI международного театрального фестиваля “Белая вежа”, который на целых восемь дней захватил в свои объятия пограничный Брест, увлекая народ идеями гуманизма, единения и традициями русской театральной школы: нынешний фестиваль посвящен 10-летию Союзного государства Беларуси и России. Сегодня имена победителей еще неизвестны. Ну и замечательно! Ведь куда важнее сам процесс. И — возможность пообщаться. Зрителям, актерам, режиссерам, критикам, журналистам.

Заслуженный деятель искусств России, действительный член-корреспондент Международной академии информатизации, главный редактор российского журнала “Театральная жизнь” Олег Пивоваров, четвертый сезон кряду трудящийся в жюри “Белой вежи”, отбывал представлять страну на Днях России в Китае. Поэтому прежде всего мы поспешили к нему.
— 10 лет Союзного государства — это действительно очень важный контекст нынешнего фестиваля. Хотя, честно говоря, я и не разрушал тот союз, который всегда существовал между мной и белорусскими друзьями. И то государство — театральное, дружеское, государство любимых людей — оно так и осталось. Это было, есть и будет. И никакие политические катаклизмы нас, наверное, не разделят.
Но еще очень важная дата, которая для меня имеет большее значение, — это 250 лет со дня основания профессионального театра в России. На священную белорусскую, брестскую землю я приехал после праздничных торжеств, что прошли сначала в Санкт-Петербурге — Александринка отметила юбилей, а затем и Малый театр в Москве. И это, я считаю, наш общий праздник. Ведь у нас, славян, общие корни, мы одной культурой питаемся. Думаю, и со мной согласятся читатели “СВ”, более великого театра, чем театр славянский, не создано. И он оказывает огромное влияние на развитие мирового театрального искусства.
Что же касается “Белой вежи”, это международный фестиваль, как принято говорить, европейского, но я сказал бы — союзного класса. Он является своего рода мостом — и это очень важно — между восточным театром (я имею в виду Россию) и театром западным. Здесь, в Бресте, происходит смотр двух театральных культур. И я всякий раз удивляюсь чутью руководителей этого фестиваля — директоров брестских театров драмы и кукол Александра Козака и Михаила Шавеля, которые постоянно находят очень интересные коллективы из разных стран мира. Вот и нынче география впечатляющая: от Аргентины до Кореи.
Я знаю, как волнуются многие деятели театра на “Белой веже”. Мне приходилось видеть, как абхазы здесь переживали, как тревожились тувинцы и радовались потом одни и другие приему публики. Каждый раз люди разных стран, но одной театральной веры привозят в Брест самое лучшее, что у них есть. Это возможность сориентироваться, правильно ли ты движешься, туда ли идешь. Это возможность проследить, как сохраняются традиции театра и как они развиваются, ведь омертвление традиций, слепое им следование — это разрушение театра. Искусства вечного, искусства общения, искусства контакта.
... В кассе театра кукол билеты отсутствовали еще задолго до первого конкурсного спектакля. Пришлось идти окольным путем. По ту сторону сцены актеры готовились предстать перед взыскательной юной публикой и жюри. “Девятый Емеля”, — представился режиссер и актер Государственного академического центрального театра кукол имени Сергея Образцова заслуженный артист Российской Федерации Адель Искендер. Главный кукольный театр России привез в Брест спектакль-талисман — постановку Сергея Образцова “По щучьему велению”, сыгранную более четырех тысяч раз, которой нынче исполняется 70 лет.
— Мы очень благодарны, что “Белая вежа” нас приглашает, причем уже не первый раз. Несмотря на то, что некоторые российские театры кукол считают нас мастодонтами, — улыбается мой собеседник. — Мы играем спектакли, кажущиеся вам старыми? В этом и есть наше кредо: мы показываем традицию в ее живом исполнении. Причем не просто вытаскиваем спектакль с полки — “Щуку”, к примеру, играем дважды в неделю. Это главная постановка в нашем репертуаре. Через нее проходят все актеры. Это школа для нас, один из немногих “петрушечных” спектаклей, где очень важно понять профессию. И голоса. И традиции. И в зале, и на сцене поколения меняются, а спектакль сохраняется — живой. Не с музейной пылью. В традициях мы ищем новое.
В ближайших планах — через неделю будем принимать международный фестиваль имени Образцова в Москве. Потом — открываем сезон. Едем в Ирландию, затем — в Грецию. Ну и главное — работа над новыми спектаклями. Которые, надеемся, увидит и белорусский зритель. Нам так нравится здесь бывать, ведь все мы выросли из одного времени.
...Пятеро танцоров Государственного театра наций из Москвы языком современного танца рассказали брестчанам сказку, исполненную искренности и доброты, — “Цветные сны белого ослика”.
— В спектакле собраны вместе текст, танец, музыка, увлекательный сюжет, элементы кукольного театра. Он построен по мотивам суфийских притч и сказкам Вильгельма Гауфа, — рассказывает художественный руководитель театра Сергей Коробков. — Мы рады, что постановка в технике современного танца, достаточно сложного по языку, интересна и понятна маленьким зрителям. И даже лучше, чем взрослым. Это первый фестивальный показ спектакля — уже есть приглашения и на Запад, и в страны Востока.
...Шесть спектаклей каждый день. Аншлаги. Яркий праздник, которого брестчане всякий раз ждут с огромным нетерпением, опустит занавес завтра. У театра станет больше друзей. На земле — меньше границ. Очень верно по этому поводу сказал мне председатель жюри нынешней “Белой вежи” Алексей Дударев: “Театр никогда не разъединял людей. Он всегда занимался разрушением созидательным — он разрушал границы”.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter