О синдроме белого халата

Под сенью белого халата

Есть люди, которые, кажется, ничего не боятся... кроме врачей. Есть те, кто боится всего и всех, а уж врачей и подавно. На диагностику и лечение их арканом не затащить. Особенно если это каким–то намеком связано с ощущением «ай, болит!». Такой непреходящий мандраж — согласитесь, риск для здоровья.

Причем дело не в сложной многочасовой операции, исход которой определит вопрос жизни и смерти. Сначала переступить бы порог врачебного кабинета, сдать в лаборатории анализы крови. Что — уже жутко, страшно? О том, что испуг и смятение искажают результаты исследований, врачи давно осведомлены. «Синдром белого халата» — название этой миниатюры. Когда измеряешь артериальное давление дома — и оно в пределах нормы, а во врачебном кабинете показатели, как у гипертоника. Вот и приходится делать поправки в миллиметрах ртутного столба из–за эффекта «профессионального костюма».

Есть данные, что панику разной степени тяжести перед врачом или другим медперсоналом испытывает каждый третий. А результаты исследования в Турции среди более 400 пациентов определили: у 43% из них цифры артериального давления увеличиваются в присутствии лечащего врача. Иными словами, когда доктор слишком долго и настороженно что–то прослушивает и анализирует, сердце или замирает, или пускается в галоп. По–видимому, из–за такой вот реакции на медицинский халат его перестали носить психотерапевты. Наверняка правильно сделали...

Да и у каждого доктора есть истории о том, как с виду уравновешенные и степенные люди падали в обморок при виде врачебной атрибутики или планируемой манипуляции. Тут же — хлоп, и без сознания. «Что же здесь страшного? Может, доктор устроит пытку фонендоскопом? Или скажет, что лечению вы уже не подлежите?» — иронизируют те, кому такой страх неведом. Однако ощущения тихого ужаса перед общением с врачом и его действиями настолько не редкость, что этому давно даны имена и названия.

Испытываете неконтролируемую панику в присутствии медиков? Это ятрофобия. Боитесь вида крови — гемофобия. Начинается трясучка от возможности хирургического вмешательства — у такого страха свой корень: «томо». Но, видимо, дрожь в коленках перед дантистом — более типичная сцена. Убеждение в том, что с современной анестезией лечат без боли, — до сих пор не гарантия полной невозмутимости. А знаете, есть отличная книга «Записки доброго стоматолога» — прочтите, и жить станет легче. Ваша стоматофобия определенно сойдет на нет.

Но откуда берутся эти страхи? Из–за самовнушения, богатого воображения или негативного опыта в прошлом? Не исключено... А еще страх появляется от ощущения беспомощности, сильной опаски узнать от доктора то, что знать вовсе не хочется. Прибавьте к этому скрупулезное изучение медицинских энциклопедий и нередко псевдонаучных статей из интернета. Начитаешься там о симптомах и «медпредсказаниях» — и вот уже ты самый тяжелый в мире больной. К врачу теперь идти еще страшнее. А может, вообще никуда не идти — лечиться самостоятельно? Всегда же есть народные средства, рекламные прокламации и советы друзей. И если все же каким–то чудом такие люди попадают к доктору, то или молчат, или мычат от страха, или изумляют вопросом: «Я уже что, умираю?»

Способ справиться со страхом? Просто признаться: «Доктор, знаете, я очень боюсь...» Врач, скорее всего, скажет, что вы такой не один (уже легче), и дальше приведет аргументы не в пользу вашей тревоги.

И еще несколько слов об атмосфере в медучреждениях. Конечно, поликлиника и больница — это не цирк и не филармония. Здесь мы не ради отдыха. Но было бы более приятно, жизнеутверждающе, что ли, если бы двери кабинетов, собственно, как и стены коридоров, были «повеселее». Какие–то позитивные надписи, изображения «с настроением». Подсмотрела однажды в одном из медцентров. Уровень напряжения и тревоги точно снижает...

Наконец, самое очевидное: чтобы перестать испытывать не поддающееся контролю волнение перед врачом, надо найти своего проводника в мир медицины — хорошего доктора. А еще стоит учесть, что любой страх действует по принципу условного рефлекса. Если он не подкрепляется, значит, уже угасает...


Советская Белоруссия № 7 (24637). Четверг, 15 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter