Под прицелом

Снайпер, как и сапер, ошибается всего один раз. Если первый выстрел не за ним, инициативу перехватит стрелок-противник.
Снайпер, как и сапер, ошибается всего один раз. Если первый выстрел не за ним, инициативу перехватит стрелок-противник. Роль снайперов в последних антитеррористических операциях переоценить трудно. Но лишь немногим известно: за каждым решающим выстрелом - долгие часы изнурительных тренировок. В снайперской дуэли, считают профессионалы, побеждает не только самый меткий, но и наиболее выдержанный. Отрабатывают профессиональные навыки снайперы спецподразделений не в комфортных тирах, а в условиях, приближенных к суровой действительности. Полдня пролежать, слившись с землей, под дождем в маскировочном костюме, не думать ни о чем, кроме цели (сама убедилась!), - испытание, покруче китайской пытки.

В автобусе, в котором вместе со снайперами специального отряда быстрого реагирования внутренних войск трясусь по дороге на стрельбище, все окна плотно зашторены. Особая мера конспирации: лиц стрелков посторонние видеть не должны. Это единое правило для всех бойцов, участвующих в спецоперациях. Их имена и фамилии - тоже секретная информация. Сегодня по плану, вводит меня в курс дела инструктор по снайперской подготовке Андрей (имя по понятным причинам изменено), - приведение новых единиц оружия к нормальному бою. То есть к полной боевой готовности.

Одеты попутчики по сезону: в зелено-желто-коричневые маскировочные костюмы. "Цвета осени", - шутят бойцы. Искусство маскировки - особый разговор. Экипировка снайпера - целый гардероб. Выбор "наряда" определяется не только временем года, но и особенностями интерьера, в котором придется работать. "Леший", "Кикимора", "Город" - названия говорят сами за себя. При каждом стрелке специальное снаряжение: снайперская винтовка, бинокль, лопата, нож, дальномер, ветромер и кофр. Одновременно с прибытием снайперской группы окрестности оглушаются пронзительным воем сирены. Местные жители осведомлены: через минуту начнется боевая стрельба. Холостыми снайперы не стреляют даже на тренировках. Атмосфера - в духе реального боя. "Пробелы" в учебе могут стоить жизни не только самому стрелку, но и тем бойцам, которых ему предстоит прикрывать во время возможного задержания фанатика-террориста или опасного преступника.

Кто может стать кандидатом в снайперы? Человек уравновешенный, физически развитый, без вредных привычек, с соколиным зрением и способностями Вильгельма Телля. Есть еще одна немаловажная деталь: практически все снайперы СОБРа - бывшие военнослужащие 3-й отдельной Краснознаменной бригады оперативного назначения, другими словами, кадры, проверенные по всем критериям.

Мишени расставлены, оружие расчехлено. И без того молчаливые парни полностью уходят в себя. Все, что сейчас для них существует, - это цель: четыре микроскопические точки внутри трехсантиметровых кружков, в которые нужно попасть для начала со 100 метров. Пока настраивается прицел и идет пристрелка - спешить не следует. На втором этапе точность попадания обеспечивается быстрее - дело нескольких секунд. Те, кто пристрелялся, безошибочно определяют, какие внести поправки в оптику, чтобы не промахнуться с 200, 300 и т.д. метров. Работают снайперы в паре. Один стреляет, второй корректирует точечный огонь, затем напарники меняются ролями. Этот же принцип действует и во время реальных поединков с противником.

Стрелки поражают не только мишени-точки. В качестве цели во многих упражнениях на меткость используется силуэт человека. Наиболее уязвимые зоны на таких мишенях выделены особо. Решаюсь испытать силу воли и принимаю позу снайпера: животом прижимаюсь к земле, приклад - к плечу, зрачок растворяю в прицеле. И... ощущаю себя, вопреки всем ожиданиям, совершенно беспомощной - не могу поймать цель, которая пляшет как сумасшедшая. Выручает инструктор. Постороннему, оказывается, прицел так просто не откроется. Снайперская винтовка - оружие сугубо личное. Для сведения: на вооружении у современных "ворошиловских стрелков" имеются снайперская винтовка Драгунова, модернизированные спортивные винтовки МЦ-13, "Тайфун" и "Зенит", а также высокоточная винтовка ТРГ-22, из которой можно попасть в яблочко ни много ни мало с 1.000 метров. Так вот, в любой снайперской винтовке расстояние между прикладом и прицелом регулируется под конкретного владельца. Минут 10 меня инструктируют, примерно столько же прицеливаюсь: из трех выстрелов два - смертельные, констатируют соседи по позиции. Свой успех, конечно же, приписываю их умелому руководству. Хотя, по правде сказать, с такой "оперативностью" меня давно бы уже "снял" снайпер противника.

Впрочем, новичку подобная нерасторопность простительна (к слову, на подготовку асов стрелкового дела уходит не менее двух лет). А вот у профессионалов в экстремальной ситуации счет на секунды. Один из снайперских нормативов: 20 секунд - 10 выстрелов. Дополнительное условие - ни разу не промазать. Задача усложняется, если предполагаемый террорист прикрывается заложником. В данном случае важно не упустить мгновение, может быть, доли секунды, когда условный бандит выглянет из-за живого щита, чтобы оценить обстановку. Главное, чтобы не сдали нервы. Выдержка играет решающую роль и во время длительных маршей, которые также входят в обязательную программу снайперских тренировок, и во время долгих часов томительного ожидания - пока появится цель.

"Суметь найти дорогу не только по компасу, но и по солнцу и звездам; приметить примятую травинку, сломанную веточку и невесть откуда взявшийся холмик, которого не было 5 минут назад; разобраться в игре света и тени - все навыки, которыми должен обладать снайпер, трудно перечислить. Способность читать знаки природы роднит снайперов с разведчиками", - в редких перерывах между стрельбой рассказывает Андрей. Применение того или иного навыка зависит от конкретной боевой задачи. Если стрелок вместе с остальными бойцами отряда штурмует захваченное террористами здание - тактика одна, если прикрывает товарищей - совсем другая. В первом случае ты доверяешься чувству локтя, во втором - вступаешь в поединок с противником, который, не исключено, также держит тебя на мушке. А еще нужно четко представлять, как поведет себя пуля после того, как она поразила цель. Взять хотя бы такую ситуацию: террорист, захвативший самолет, прикрылся пассажиром и ведет переговоры в проеме входного люка авиалайнера. В некоторых типах самолетов кислородные баллоны находятся как раз напротив этого люка. Стоит неверно выбрать траекторию выстрела - и взрыв неминуем.

В современном бою редко приходится видеть лица противников. Но легко ли выстрелить в человека, которого рассматриваешь в оптический прицел буквально в упор? "Когда предполагается, что придется стрелять по живой мишени, перед спецоперацией нас морально к этому готовят: объясняют, кто этот человек, какие преступления он совершил и что еще может натворить, если его не обезвредить, - отвечает Андрей. - Кроме того, дважды в неделю с ребятами работает профессиональный психолог". Впрочем, смертельный выстрел - это крайняя мера. В большинстве случаев преступники всех мастей боятся смерти. Даже жестокие убийцы склонны применять силу только в отношении своих жертв, а при виде вооруженных людей в масках предпочитают сдаться без сопротивления...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter