Под пристальным оком контроля народного

Вчера “Народная газета” уже сообщала своим читателям о заседании коллегии Администрации Президента, на котором обсуждалась очень важная для всех нас тема: как создать нормальные, простые и понятные условия для решения гражданами своих повседневных проблем. Тем более что правовая основа для этого есть: в декабре минувшего года глава государства издал Директиву “О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата”. В ходе дискуссии участники коллегии определили главные причины, по которым коренного изменения стиля, форм и методов работы государственных органов с гражданами, как это предписывалось директивой, не произошло.
Первая из них — неумение, а иногда и нежелание работать на человека самих чиновников. Глава Администрации Президента Геннадий Невыглас прежде всего отметил приоритеты, с учетом которых должны назначать чиновника на должность, — личные качества, умение работать с людьми без хамства и раздражительности. “Если чиновник грубит посетителям, не идет к ним навстречу — он должен быть переведен на другую работу или уволен”, — подчеркнул он и добавил, что госслужащие должны выстраивать работу с гражданами, исходя не только из своих профессиональных качеств, но и доброжелательного отношения к человеку. “Чиновники зачастую не хотят перестраиваться, — пояснил глава Администрации. — Но в новом году им придется выбрать: либо они работают в соответствии с Директивой № 2, либо вообще не работают”.
К госслужащим, работающим с гражданами, говорилось на коллегии, должны предъявляться особые требования. Эти люди должны уметь поставить себя на место человека, обратившегося в государственную инстанцию, уметь взвешенно рассматривать и отстаивать интересы гражданина, быть компетентными специалистами. Работникам, которые не соответствуют этим требованиям, не место на такой работе. Их необходимо переводить на другие должности, не связанные с непосредственной работой с гражданами, либо вовсе увольнять с государственной службы.
Сурово? Но в государстве, объявившем себя государством для народа, иначе и быть не может. Недаром же Беларусь первая среди стран СНГ начала бороться с бюрократизмом, объявила его врагом безопасности государства.
В “Народной газете” бюрократам тоже немало достается. Из ваших писем и звонков, в журналистских командировках узнаем мы факты волокиты, равнодушия, пренебрежения людскими проблемами и придаем их огласке на страницах нашего издания под рубрикой “Без бюрократии!” В новом году приглашаем вас, дорогие наши читатели, еще активнее включиться в нашу общую борьбу с бюрократией и произволом чиновников. Рассказывайте нам и о тех, кто помог вам, поддержал, направил, то есть, находится, что называется, на своем месте. Ведь мир богат добрыми и компетентными людьми, не правда ли?
Вторая причина, по которой пока со скрипом работает механизм такого важного документа, как Директива № 2, — плохая информированность граждан об их правах. В самом деле, все ли из вас точно знают, что это за услуги по заявительному принципу “одного окна”? Или как и когда вы можете потребовать книгу замечаний и предложений? А коль скоро об этом предмете имеем мы весьма туманное понятие, некоторые чиновники и “пользуют” закон исходя из собственной выгоды. На заседании коллегии Администрации Президента озвучивались примеры, когда чиновники требовали массу справок для получения одной-единственной... справки. Скажем, для приватизации жилого помещения в соответствии с пунктом 8 перечня административных процедур необходимо представить 3 документа: заявление, чеки “Жилье”, документ, подтверждающий право на льготы при их наличии. А вот в КУП “Оршакомхоз” гражданам выдается листок-памятка с перечнем документов, необходимых для приватизации, в который включается уже и копия лицевого счета, и план квартиры, выданный территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него и др. При этом в памятке не указывается, что эти документы должны запрашиваться самим РУП “Оршакомхоз” и могут быть самостоятельно представлены гражданином лишь по его желанию.
Подобных фактов специальные проверки выявили по республике великое множество. Геннадий Невыглас привел несколько красноречивых примеров. Так, книга замечаний и предложений в нотариальных конторах Волковысского, Лидского и Свислочского районов была представлена работникам Комитета государственного контроля только после предъявления ими служебных удостоверений. В отделе ЗАГС Осиповичского района на момент проверки такой книги вообще не было. А работники отдела образования Минского райисполкома считают, что для выдачи дубликата документа об образовании помимо перечня, установленного указом № 152, они по своему усмотрению могут потребовать от граждан копию трудовой книжки, документ об обращении в милицию... Иначе как произволом это не назовешь, подытожил глава Администрации Президента.
Эти и другие факты и дали основание сделать вывод: заявительный принцип “одно окно” на практике не стал основной формой работы государственных органов и организаций с гражданами. Исполняется бессистемно, формально и в ряде случаев остается только на бумаге.
Геннадий Невыглас подчеркнул, что Президент Беларуси неудовлетворительно оценил работу правительства, областных и Минского городского исполнительных комитетов по внедрению принципа “одного окна”.
Глава Администрации предложил даже белорусским чиновникам перенимать иностранный опыт. “Ведь за рубежом многие проблемы решены: очередей, например, там нет”, — добавил он и заметил, что госорганы не должны списывать трудности в работе с гражданами исключительно на материально-финансовые проблемы. Потому что в современных условиях мы должны “не ждать субсидий, а работать больше”.
“Народная газета” тоже будет работать на решение проблемы правовой информированности граждан. Мы открываем новую рубрику “Ваше право”, материалы которой будут содержать конкретные советы специалистов по оформлению документов, а также адреса организаций, в которые вы должны обращаться, чтобы решить ту или иную проблему.
Есть и третья причина, по которой пробуксовывает заложенный в президентской Директиве № 2 замечательный механизм общения государственных чиновников с гражданами. Это — слабый контроль за тем, как на местах исполняются законодательные акты. А потому, было заявлено на коллегии, практика проведения внезапных проверок сотрудниками Комитата государственного контроля и Администрации Президента Беларуси выполнения требований Директивы №2 “О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата” будет продолжена.
Мы же предлагаем всем читателям “НГ” стать народными контролерами. Ваши письма и звонки об игнорировании чиновниками на местах требований президентского декрета будут преданы гласности под нашей новой рубрикой “Директива № 2 — контроль народный”.
Сделаем вместе нашу страну удобной для жизни!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter