Под одной крышей с двумя музами

Что происходит сегодня с семьей? Какие испытания ждут ее в XXI веке?

Что происходит сегодня с семьей? Какие испытания ждут ее в XXI веке? Как в водовороте современных процессов маленькой ячейке общества, зародившейся в любви и уважении, не утратить свое нравственное ядро? Эти и другие вопросы корреспондент “НГ” обсудил c известной семейной парой — драматургом Еленой ПОПОВОЙ и художником Григорием НЕСТЕРОВЫМ.

— Как вам удается найти баланс между бытом и творчеством?

Григорий НЕСТЕРОВ: — Понятия не имею, как Елена так успешно совмещает домашние дела и работу. Как это вообще возможно?

Елена ПОПОВА: — Это осознанная необходимость.

Г. Н.: — Мало того, после домашних хлопот она еще способна проявлять дружеские чувства. Ее хватает на телефонные разговоры, беседы с друзьями. Я устроен иначе. Да и интуиции у меня такой нет.

— Вам не кажется, что мужчины творческого склада в большей степени эгоцентристы, чем их коллеги женщины?

Г. Н.: — Нет, я так не думаю.

Е. П.: — Многие современные женщины тоже предпочитают руководствоваться рациональными побуждениями, и они довольно эгоцентричны. Появился ведь целый типаж — бизнес-вумен. Это продолжение типажа дамы-комиссара, женщины из учреждения.

— Елена Георгиевна, семья как социальный институт всегда была заложником общественных преобразований. Как вам кажется, мы изжили постсоветский психологический надлом, о котором вы писали в пьесе “Баловни судьбы”?

— Это нельзя изжить. Это как дерево. Дерево одно, только ветки вырастают другие. Куда нам деть опыт дедов, родителей? Любой народ —  мощное растение. И когда появляются новые побеги, они все равно принадлежат этому дереву. Слишком много причинно-следственных связей скрыто в глубине. Поначалу нам казалось, что пройдет перестройка, все старое завалят камнями, и появится новое племя человеческое. Но оно не появилось. Просто поменялись обстоятельства.

— Происходящее сегодня в Украине напоминает другую вашу пьесу — “Завтрак на траве”...

Е. П.: — Нетерпимость — это всегда плохо.

Г. Н.: — Нетерпимость — следствие того, что весь XX век — век крайне догматического мышления. Кто не с нами — того надо растерзать. Борьба классов, формаций, кланов у нас просто в крови. Мы разучились слушать и понимать друг друга.

Е. П.: — Мою пьесу “Дети галактики” сейчас репетирует в Челябинске Новый художественный театр. Пьесу, которая написана десять лет назад. Я даже забыла, что она у меня есть. Но это, кстати, не рекорд. Когда в Купаловском театре ставили “Мужа для поэтессы”, на тот момент она была написана 17 лет назад. Так вот, в “Детях галактики” присутствует тема наживы, выгоды, когда человека из-за корысти приносят в жертву.

Г. Н.: — Все пьесы Елены Поповой сейчас звучат по-новому.

Е. П.: — Нет, не все. Но “Дети галактики” — вполне. К сожалению, весь XX век — это век разрушения, и разрушения семейных уз в первую очередь.

Г. Н.: — Я думаю, люди постепенно придут к тому, что нужно сочувствовать, ощущать боль другого человека, учитывать присутствие ближнего рядом.

— Как вы считаете, есть ли в современном обществе гендерное неравенство?

Е. П.: — Эта тема сегодня очень популярна. На ней делают деньги, карьеры... Женщины в чем-то отвоевали свои позиции. Но я думаю, за счет потери чего-то другого. Не буду обобщать, но те примеры женской стойкости, которые мне встречались в жизни, всегда были связаны с детьми. Женщины проявляли свою волю и характер не ради идеи, пусть и самой красивой, а ради детей.

Г. Н.: — Женщина одна не проживет. Да и мужчина тоже.

Е. П.: — Инь и янь — никуда от этого не деться. Конечно, у мужчин есть свои недостатки. Но они опережают нас по выносливости, по способности к действию, по скорости принятия решений. Если упрощать — женщины не первопроходцы и не воины по своей природе. Когда они ими становятся, у них меняется состав крови. Они деформируются как личности. По сути женщины — консерваторы. Даже если у кого-то нет еще своего очага, потребность в нем все равно очень глубоко заложена в природе.

— Как при неизбежном материальном расслоении общества правильно воспитывать детей?

Е. П.: — Я не люблю выступать в роли учителя, все сегодня так противоречиво и сложно. Важен нравственный фундамент. И, наверное, все-таки десять заповедей. Там все ответы.

Г. Н.: — Это непростой вопрос. Воспитание детей — дело конкретное. Каждый ребенок не похож на другого. Кто-то от природы владеет талантами или своеобразными личностными качествами. По возможности надо прививать ребенку идеи добра, справедливости, весь свод выработанных человечеством правил поведения. Однако важно помнить: дать совет может каждый, но вот следовать этим советам надо осторожно.

Е. П.: — Догматизм и прямолинейность в вопросе воспитания не работают. Во-первых, есть гены. Во-вторых, к сожалению, детей часто учат улица, общество и время. И человек неприспособленный или самого благодушного воспитания может однажды сломаться. Что бы ему ни говорили дома мама и папа, если его обманут или предадут, разочарования не избежать. То, что произошло, например, недавно в Одессе, — это разрушение всех иллюзий. Вот такое сейчас время в Украине: решили резать и душить. А когда-то, наверное, те, кто так решил, были нормальными детьми. Что тут скажешь?..

Г. Н.: — Жалко, что сегодня большое количество молодежи уходит из искусства. Раньше это было более престижно, сейчас они знают, что искусством не заработаешь. Это может больно ударить по нашему обществу, если мы полностью уйдем лишь в материальную, товарно-денежную сферу.

— А может это и неплохо? В искусстве уже столько всего сделано. Возможно, если взять паузу и осмыслить накопленное, мы начнем заново ценить слово и живопись?

Г. Н.: — Нет, любое произведение искусства — это всегда осмысление конкретного времени. И никакой паузы быть не должно.

Е. П.: — Согласна. Я сейчас перечитала некоторых крупных классиков. Не буду их называть, чтобы не посягать на святое, — боже мой, какая это архаика! Ничего во мне не отозвалось.

Г. Н.: — Но ставят же сегодня Чехова?

Е. П.: — Они не Чехова ставят, а себя. Я говорю сейчас не только о театре, но и о литературе. Каждое время должно иметь своих авторов, свои песни, свои отголоски в искусстве. А сегодняшний колоссальный технический взрыв? Он ведь еще по-настоящему не осмыслен! Человечество никогда не переживало такого момента. Радио, телевидение, интернет — все моментально соединилось и уже стало привычным и естественным. Как будто это было всегда. А человек остался прежним, со своими страстишками — пойдет и дом подожжет.

— Можно ли сказать, что нынешнее время — время нигилистов? У нас появились новые Базаровы?

Е. П.: — Они не нигилисты, они верят в золотого тельца. Те, кто сегодня делает деньги ради денег. У Базарова все-таки была своя идея, он был убежденный человек.

Г. Н.: — В обществе стало много цинизма. Неверия в то, что есть некие связующие людей звенья, кроме денег и выгоды.

Е. П.: — Да, цинизм, пожалуй, определяющая черта нашего времени.

— Цинизм проник в семью?

Е. П.: — Нет, незыблемые вещи остаются. И каждый человек к ним в глубине души стремится. Хочется и от цинизма иногда отдохнуть. Пушкин прожил бурную молодость. Я читала его воспоминания, и он сказал: “Счастье можно найти только на протоптанных жизнью дорогах”. Написал эту фразу в одном из писем. 

— Предлагаю закончить нашу беседу маленьким блицопросом о ваших увлечениях и предпочтениях. Кошка или собака?

Г. Н.: И то, и другое.

Е. П.: Даже не знаю...

— Город или деревня?

Г. Н.: — И город, и деревня.

Е. П.: — Город. Но в деревню тоже хочется иногда.

— Чай или кофе?

Е. П.: — Кофе.

Г. Н.: — Чай. Раньше кофе.

— День или ночь?

Г. Н.: — День.

Е. П.: — День.

— Толстой или Достоевский?

Е. П.: — Толстой. Но и Достоевский.

Г. Н.: — И тот, и другой.

— Мира и покоя вашей замечательной семье!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter