Под низкие проценты и на длительный срок

Получение   суверенного   кредитного рейтинга   (СКР)   откроет   Беларуси   выход   на   международный   рынок облигационных   займов

Получение   суверенного   кредитного рейтинга   (СКР)   откроет   Беларуси   выход   на   международный   рынок облигационных   займов

Как ожидается, в этом году правительство нашей страны станет обладателем по меньшей      мере одного суверенного кредитного рейтинга. Однако это отнюдь не гарантирует роста иностранных инвестиций. Считается, что получение СКР оправдано, прежде всего, в том случае, когда правительство страны готово размещать облигационные выпуски на мировом рынке. Ситуацию комментирует эксперт по международному сотрудничеству в финансовой сфере, преподаватель БГЭУ Павел Ладик: 

— Очень важно получить СКР, представляющий международно сопоставимую оценку кредитоспособности национального правительства, непосредственно перед публичным размещением выпусков на внешних рынках. При этом желательно иметь два, а то и три рейтинга, чтобы привлечь интерес максимального числа инвесторов. Значительный спрос на ценные бумаги может повысить их курс при размещении, что позволит получить дополнительные средства сверх номинальной стоимости займа, которые будут несопоставимо больше расходов, связанных с получением рейтингов и подготовкой размещения выпусков. 

Так, например, получение СКР совпало с выходом на мировой облигационный рынок для Казахстана и Молдовы и началом широкомасштабного использования данного рынка Эстонией, Литвой, Латвией, Россией и Украиной. 

В настоящее время ряд национальных правительств получают кредитные рейтинги, руководствуясь при этом не организацией размещения международных облигационных выпусков, а повышением инвестиционной привлекательности страны и ее транспарентности. Безусловно, между суверенным кредитным рейтингом и иностранными инвестициями, прежде всего прямыми, существует определенная связь, однако она не является статистически значимой. Так, прямые иностранные инвестиции сегодня уверенно «вливаются» в экономики тех стран, где национальные правительства не имеют рейтингов вообще или где их рейтингам соответствуют дефолтные значения. 

При отсутствии суверенного кредитного рейтинга вполне можно рассчитывать и на получение международных синдицированных кредитов, что подтверждает опыт многих стран, в том числе и Беларуси. Так, в 2002—2005 годах около 80 % международных синдицированных кредитов в мире было предоставлено заемщикам без рейтингов или с низкими неинвестиционными рейтингами. Дебютный выход правительства Беларуси на публичный рынок частных иностранных кредитов состоялся в декабре 2005 года. Тогда синдикат международных банков предоставил нашей стране кредит в размере 32 миллионов долларов сроком на один год. Подобный опыт повторился годом позже, но сумма кредита значительно выросла — до 65 миллионов евро. Снизилась и процентная ставка по кредиту, прежде всего за счет снижения платы за кредитный риск (спрэд). Так, по первому кредиту спрэд составил 4,25 %, по второму — 3,5 %. Однако этих средств все равно недостаточно. 

В последние годы развивающиеся государства и страны с переходной экономикой все чаще прибегают к такому источнику заимствования, как международные облигационные займы, выступающие хорошей альтернативой синдицированным кредитам. Основными заемщиками на рынке международных облигационных займов выступают национальные правительства (в 2005 г. на них приходилось 46 % объема привлеченных средств). Для облигационных займов характерны большие объемы и сроки заимствования, а ссудодателями на этом рынке является большое число институциональных и розничных инвесторов. При этом спрэд по облигационным займам для заемщиков со спекулятивными кредитными рейтингами ниже, чем для них же по международным синдицированным кредитам. Международные облигационные займы главным образом представлены еврооблигациями. 

Обладающий кредитным рейтингом заемщик вправе рассчитывать на максимально адекватную оценку кредитного риска. И чем выше значение рейтинга, тем, как правило, меньше плата за кредитный риск. 

В преддверии получения СКР многих в Беларуси волнует вопрос, каким будет его уровень. Мировой опыт показывает, что если в кредитной истории правительства не было случаев дефолта по иностранным долговым обязательствам, то присваивается рейтинг не ниже группы В/В (см. таблицу 1). В том случае, если рейтинговые агентства сделают больший акцент на экономических показателях, то можно рассчитывать на рейтинг группы ВВ/Ва. В подтверждение этому можно сопоставить Беларусь с такими странами, как Украина, Россия, Казахстан и Грузия, по наиболее часто используемым агентствами экономическим показателям для обоснования значений СКР (на примере агентства «Стэндард энд Пурз», см. таблицу 2). Напомню, что сейчас в мире только три компании имеют статус международно признанных рейтинговых агентств. Это «Стэндард энд Пурз» (штаб-квартира в США), «Мудиз Инвесторс Сервиз» (штаб-квартира в США) и «Фитч Рэйтингз» (штаб-квартира в США и Соединенном Королевстве). 

Выход правительства Беларуси на мировой рынок облигационных займов для финансовой системы страны будет означать приток иностранных ресурсов, которые могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета, а также для финансирования государственных инвестиционных проектов. В этом году перед правительством Республики Беларусь только в части финансирования дефицита республиканского бюджета стоит задача привлечь внешние источники в размере 500—600 миллионов долларов. Активно использовать этот источник позволяет достаточно высокий запас финансовой безопасности страны и низкий уровень дефицита республиканского бюджета. Такой шаг выглядит весьма актуально, если учитывать, что предприятия с наибольшей долей износа основных производственных фондов находятся в государственной собственности. Кроме того, внутренний финансовый рынок недостаточно емкий, а доля прямых иностранных инвестиций и кредитов в объеме вложений в основной капитал сохраняется на относительно низком уровне. Замечу, что для правительства стоимость заимствования посредством еврооблигаций будет существенно ниже, чем для других национальных заемщиков. 

Что касается отдельных субъектов хозяйствования, то они могут иметь международные кредитные рейтинги даже при отсутствии суверенного. Сегодня значение СКР не является «потолком» для значений рейтингов иных национальных субъектов хозяйствования. Однако в идеале для максимально точной оценки кредитоспособности субъекта хозяйствования, а значит, и величины спрэда по его международным облигациям необходимы три элемента: кредитный рейтинг самого субъекта хозяйствования, суверенный кредитный рейтинг, величина спрэда по находящимся в обращении на зарубежных торговых площадках облигациям национального правительства. 

В настоящее время 124 государства из числа 191 страны — члена ООН имеют хотя бы один кредитный рейтинг. При этом правительства 24 стран имеют по одному рейтингу, 26 — по два, а подавляющая часть правительств — 74 — обладают тремя рейтингами. Из стран СНГ 8 государств имеют хотя бы один из трех рейтингов. Начальные значения рейтингов по всем этим странам были спекулятивными, однако в настоящее время все рейтинги России и Казахстана являются инвестиционными, до предынвестиционных повысились и рейтинги Украины. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter