Под небом голубым

Весной прогулки на улице могут быть опасными для здоровья

Весной прогулки на улице могут быть опасными для здоровья

Вдохнешь мартовским утром свежий воздух — и кажется, будто заряжаешься энергией и бодростью. Однако, как отмечают специалисты, именно в это время года чаще всего наблюдается рост предельно допустимых концентраций некоторых опасных веществ в воздухе. Например, каждый год весной и осенью, когда в Минском районе дачники сжигают в кострах разный хлам, в столице фиксируется резкое превышение содержания в воздухе бензопирена и оксида азота.

В клубах пыли

Хорошая погода без осадков и сильного ветра, как ни парадоксально, может ухудшить качество воздуха — именно в таких условиях загрязнения рассеиваются намного медленнее. В качестве примера начальник информационно-аналитического отдела мониторинга атмосферного воздуха Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды Богдана Козерук приводит прошлогодний апрель. Тогда уже во второй половине месяца отмечалось критическое увеличение количества проб с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Причина — быстрое таяние снега. Земля просохла, дождей не было, поэтому в воздухе резко возросло количество мелкодисперсных частиц размером до 10 микрон. Проще говоря, очень мелкой пыли. На первый взгляд, угроза микроскопическая, но на самом деле нешуточная. В прошлом году исследователи из Университета Северной Каролины выяснили, что из-за увеличения объема мелкодисперсных частиц в воздухе во всем мире от болезней ежегодно погибает более двух миллионов человек. В этом году, если зима не вернется, земля может просохнуть намного раньше, а значит, и “пыльная” проблема станет актуальной уже в марте.

— Содержание мелкодисперсных частиц в воздухе уже начало повышаться, — констатирует Богдана Козерук. — А когда начнутся весенние пожары в Брянской или Смоленской области России или в Украине, мы сразу это почувствуем.

Гори, гори ясно

Впрочем, зачем кивать на соседей? Весной белорусы и сами не прочь развести костры на дачах и на сельских подворьях, сжигая в них всевозможный мусор. В редакцию позвонил возмущенный этим читатель из Минска Иосиф Михайлович Ермакович:

— Прошу ответить, какие вещества выделяются, например, при сжигании автомобильных покрышек и как это влияет на людей? Я энергетик по профессии и думаю, что это очень вредно для здоровья. А ведь на дачах сжигают и пластиковые бутылки, и старые игрушки, и полиэтилен. Чем же мы дышим?

Богдана Козерук призывает не сжигать опасный мусор ни на своем участке, ни в поле, ни в лесу. Все выделяемые вредные вещества благодаря переносу воздушных масс вскоре могут добраться и до тех, кто находится довольно далеко от места сжигания.

— Ежегодно осенью и весной, когда дачники сжигают пожнивные остатки под Минском, даже в столице мы фиксируем превышение содержания бензопирена и оксида азота, — сказала Богдана Богдановна. — А при сжигании пластика выделяются бензопирен, фураны, диоксины...

Сотрудник по устойчивому использованию ресурсов Центра экологических решений Анатолий Калач добавил, что отработанные автомобильные шины относятся к отходам третьего класса опасности.

— Горение шин крайне опасно, так как при этом выделяется около двух десятков канцерогенов: пирен, нафталин и другие, — объяснил он. — Если долго находиться в дыму, от сгорающих покрышек могут возникнуть серьезные заболевания. Сильный вред наносится дыхательной системе, и прежде всего легким. Дым вызывает кашель с мокротой или без, затрудняется дыхание, начинается головокружение. Крупицы сажи осаждаются на альвеолы и бронхиолы, в результате может развиться отек легких, токсический пульмонит.

Кстати, стоит помнить, что за разжигание костров в запрещенных местах можно схлопотать серьезный штраф и даже попасть под уголовную ответственность, если в результате ваших действий возникли пожары в лесах и на торфяниках.

Озон на земле и в небе

Помимо вышеперечисленных “воздушных” угроз весной ежегодно наблюдается повышение концентраций приземного озона. По словам Богданы Козерук, в 2013-м годовой максимум держался с марта до середины мая. Как правило, у земли озона немного, а наибольших концентраций он достигает в стратосфере на высоте 20—25 км. Этот бесцветный газ в небе защищает нас от ультрафиолетового излучения, а вот у земли его повышенные концентрации представляют опасность. Обычно сезонное повышение уровня приземного озона начинается в Беларуси в третьей декаде февраля, но в этом году пока наблюдается затишье.

А что же в небе? Мы уже писали о том, что озон в верхних слоях атмосферы может влиять на погоду. Однако от состояния озонового слоя напрямую зависит еще и наше здоровье, ведь он является своеобразным щитом от солнечной радиации. В прошлом году над Беларусью были зафиксированы две озоновые мини-дыры, сообщил директор Научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ Леонид Турышев. Первую наблюдали в мае, вторую — в октябре.

Как пояснил ученый, у озона есть сезонный ход. Максимум содержания этого вещества в атмосфере ежегодно отмечается в марте — апреле, после чего фиксируется плавный спад. Если озона в стратосфере меньше, чем должно было быть в тот или иной период, это явление и называют локальной озоновой дырой. Обычно она появляется на два-три дня. Особенно опасны озоновые дыры поздней весной.

— В это время солнце начинает подниматься довольно высоко, и если озона в атмосфере недостаточно, он не может выполнять свою защитную функцию, — пояснил Леонид Турышев. — Образование локальной озоновой дыры, как правило, сопровождается ясной погодой, при которой многие люди стараются больше времени проводить на воздухе, загорают. Обгорев на солнце и получив определенную дозу ультрафиолета, усиленную озоновой дырой, обычно они не воспринимают это как серьезную угрозу для здоровья. А потом, съездив на отдых в южную страну, усугубляют ситуацию. Аукнуться накопленная доза радиации может через десять — пятнадцать лет.

Ранний загар

Чем именно грозит передозировка ультрафиолета любителям загара?

— Основные мишени — кожные покровы и органы зрения, — предупреждает специалист. — Кроме того, от излишнего облучения страдает иммунитет. Если у человека в детстве несколько раз были солнечные ожоги и облазила кожа, в будущем у него очень велика вероятность образования злокачественной меланомы и базального рака кожи. Третья угроза — плоскоклеточный рак. С 1996 по 2004 год в Беларуси отмечен рост этих заболеваний в 2—2,5 раза. Вероятность заболеть плоскоклеточным раком зависит от всей накопленной в течение жизни дозы ультрафиолета.

Особенно большому риску подвергают себя те, кто зимой или ранней весной улетает на отдых в Турцию, Египет и другие страны с “агрессивным” солнцем. Бледная, неподготовленная кожа, открытая одежда — все это приводит к печальным последствиям. Поэтому помните о правилах безопасности: загорать можно до 11 утра и после 15—16 часов дня, особенно если вы пришли на солнцепек с детьми. А для здоровья достаточно побыть на солнце всего двадцать минут в день. Тогда и весенние прогулки принесут только пользу.

 Возьмите на заметку

“Горячие” точки

Богдана Козерук назвала некоторые районы в крупных городах Беларуси, где были зафиксированы превышения ПДК различных загрязнителей. Так, в Минске и Могилеве — по три “проблемные” точки. В столице это улица Радиальная, Тимирязева и район улицы Корженевского. В Могилеве неблагополучны юго-западный район, переулок Крупской и район улицы Первомайской. В Гомеле фиксируют превышения в районе улицы Барыкина. Обострилась проблема загрязнения воздуха в Полоцке и Новополоцке, где в последние годы ситуация была более-менее благополучная. Причем нарушения экологи зафиксировали только благодаря автоматическим станциям слежения. До их установки забор проб эксперты производили трижды в сутки — в 1.00, 13.00 и 19.00. Превышения приборы зафиксировали как раз в интервалах между этими временными отметками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter