Под натиском «Бури»

Группа «Буря» действовала в 1944 году в Вилейской области

Всего лишь три месяца действовала эта спецгруппа на территории Вилейской области. Но так досадила гитлеровцам, что их охватили страх и паника

Наша газета продолжает печатать документальные очерки о советских чекистах, сражавшихся с гитлеровскими захватчиками на временно оккупированной территории республики. Публикации подготовлены на основе материалов, предоставленных автору Центральным архивом Комитета государственной безопасности Беларуси. С них снят гриф «Секретно», и мы имеем возможность поведать читателям о бесстрашных бойцах невидимого фронта.

Сегодня начинаем рассказывать о специальной разведывательно-диверсионной группе «Буря», действовавшей в апреле—июле 1944 года в тогдашней Вилейской области. Командиром ее был Николай Михайлашев, легендарный чекист, Герой Советского Союза, прослуживший в органах госбезопасности 45 лет.

«Завести личное дело…»

«Совершенно секретно.

Постановление о заведении личного дела. Гор. Гомель, 24 апреля 1944 г.

Постановил: завести личное дело на оперативно-диверсионную группу по Вилейской области под названием Буря. Зам. начальника 2 отд. 1 отд. 4 управления майор Крутовцов».

Дальше рапорт народному комиссару госбезопасности БССР: «В целях усиления агентурно-диверсионных групп, действующих на территории Вилейской области, нами подобраны оперативные работники и подрывники для направления в распоряжение подполковника госбезопасности тов. Соснова. Они представляются на ваше утверждение в составе. Руководитель группы — лейтенант госбезопасности тов. Михайлашев. В органах НКВД—НКГБ работает с 1939 г. В этом же году окончил Ростовскую межкраевую школу НКВД. С 1941 г. работал старшим уполномоченным Пинского управления НКГБ. С июня 1941 г. по декабрь 1943 г. – в тылу противника. Заместитель командира партизанской бригады по разведке. Освоил агентурно-оперативную работу и лично изъявил желание работать в тылу противника. Тов. Михайлашеву присваивается псевдоним Кубанский».

Кто вы, Кубанский?

Я специально привожу содержание рапорта, ничего не меняя. Как видим, характеристика Николая Михайлашева строго официальная, как и положено, «по форме», предельно краткая. Все закономерно: не до сантиментов, когда речь шла о командире группы, отправившейся выполнять сложнейшие задания в тылу врага. Да и вообще, характер и специфика деятельности органов госбезопасности в войну были таковы, что никаких лишних слов.

Сейчас же у нас есть хорошая возможность хоть вкратце дать в высшей мере обаятельный портрет выдающегося чекиста. Это даже необходимо, учитывая то, что совершила «Буря» под руководством Михайлашева всего за три месяца. Когда знакомишься с архивными документами, удивляешься, как осилили столь огромный масштаб сложнейшей работы 35 человек. Разумеется, заслуга Николая Михайлашева здесь особая.

Как чекист Николай Михайлашев вырос и закалился в суровой борьбе с врагами советской власти. Феликс Дзержинский говорил: «Чекист – это три слова, начинающиеся на букву «ч»: честность, чуткость, чистоплотность. Душевная, конечно». Таким высоким моральным требованиям Николай Михайлашев соответствовал полностью.

Многое в его судьбе было знаковым. Родился в год революции, в 1917-м, в станице Прочноокопская Новокубанского района Краснодарского края в семье крестьянина. Еле дождался, когда пришло время призыва в Красную армию. И вдруг категорический отказ в военкомате: поскольку он единственный кормилец в семье, то от действительной службы освобождается. Парень был в отчаянии. И тут судьба его круто повернулась, в результате чего Николай стал чекистом.

Характер чекиста

В сентябре 1939 года его направили на работу в Западную Белоруссию, в Столин, затем в Ганцевичский район. Борьба в этих неспокойных местах с разномастными врагами только что установившейся советской власти была чрезвычайно опасной, полна неожиданностей.

Именно здесь и сформировался характер чекиста Николая Михайлашева. Он приобрел бесценный опыт, который так пригодился в годы войны, когда в тылу врага выполнял сложнейшие задания по линии органов госбезопасности. В чем главная особенность работы чекиста в такой ситуации? Ведь приходится действовать в обстоятельствах чрезвычайных, лицом к лицу с опытным, хитрым, коварным врагом. И чекисту зачастую надо рассчитывать только на свои силы и выдержку. Никакой слабости, колебаний, растерянности, действия мгновенные, решительные. И в обстановке, казалось бы, безвыходной бороться до последнего, мобилизуя силы физические и моральные, энергию, волю к жизни и победе.

Сколько же было таких ситуаций у Николая Михайлашева в предвоенное время, когда беспощадно боролся со всякой нечистью в Западной Белоруссии. Рассказать обо всем – целое повествование, полное героизма, мужества, драматизма. То же самое в годы войны.

«Ви ест лейтенант? Отвечайт!»

В начале июля 41-го, когда Михайлашев был в Кличеве, поступил приказ: пробраться в тыл противника и возглавить на местах партизанскую борьбу. И вот случай, когда те самые качества, о которых сказано выше, «сработали» безотказно и трое чекистов остались в живых.

Из воспоминаний самого Н. Михайлашева: «Наша группа, Лопачев, Кривоходов и я, назначенный старшим, решила раздобыть хоть какую-нибудь гражданскую одежду, не ходить же в чекистской форме.

Вечером мы пробрались в деревню и обменяли коверкотовые гимнастерки на косоворотки, да в придачу получили шинель казачьего образца. Брюк, подходящей обуви в деревне не нашлось, мы так и остались в хромовых сапогах и форменном галифе без кантов, надеясь сбыть все это при первом удобном случае».

И вот на подходе к деревне Дубинки, это километров 20 от Могилева, навстречу группе из-за пригорка выскочил мотоцикл с тремя вооруженными немцами. Они остановили группу и, направив на ребят автоматы, начали допрашивать, кто они и куда идут. Михайлашев объяснил, что, дескать, он работает учителем в Западной Белоруссии, его не успели мобилизовать, и теперь возвращается домой. Лопачев также придумал себе версию учителя.

Однако немцев не так просто было обмануть: слишком подозрительными показались им эти трое крепких парней. И не ошиблись. Михайлашева «выдала» красноармейская звездочка на его пилотке, Лопачева – хромовые сапоги. «Ви ест лейтенант? Отвечайт!» — грозно спрашивал немец. Чуть не погубило наших ребят белье Кривоходова, на котором проступал штамп «Московская центральная школа НКГБ». Однако Михайлашев как-то словчился, мгновенно выхватил пистолет, спрятанный под шинелью за спиной, и успел всадить пулю сначала в первого, потом и второго немца. Шоферу удалось убежать.

Зачем чекисты заказали 50 деревянных ложек и столько же пар лыковых лаптей

Линия фронта передвинулась далеко на восток, мы оказались в глубоком тылу, вспоминал далее Михайлашев. В этих местах у нас не было ни малейшей надежды встретиться со своими людьми. И мы решили искать партизан, если же не найдем – создать свой отряд. Добрались до чечерских лесов. Здесь встретились с председателем местного колхоза Ефимом Шамониным. Как бы поближе его узнать? Шамонин был очень настороженным, верил далеко не всему, в чем его пытались убедить, даже чекистским удостоверениям то ли поверил, то ли нет. И только когда мы привели его в свою лесную землянку, у него на глаза навернулись слезы: «Здравствуйте, браточки, мои дорогие».

Начало было положено, но четыре человека – какой это партизанский отряд? Чекисты пошли на хитрость. Заказали в одной деревне под великим секретом для партизан полсотни деревянных ложек, в другой – пятьдесят пар лыковых лаптей. Дескать, вот как много их собралось в здешних лесах.

И начали активно налаживать связи, искать надежных людей. Так рос партизанский отряд, во главе которого был чекист Николай Михайлашев. Я не буду подробно рассказывать о его действиях на оккупированной Гомельщине, поскольку моя тема – спецгруппа «Буря». Однако на следующих важных моментах остановиться необходимо.

«Центр» приказывал

Николай Михайлашев, находясь с июля 41-го в тылу врага, приобретал ценный опыт разведывательной и диверсионной работы, навыки руководителя. Сначала – командир группы, взвода, заместитель командира Чечерского партизанского отряда. С августа 1942 г. – заместитель начальника разведки отряда НКГБ «Вперед». С мая 1943-го – заместитель командира Добрушской партизанской бригады.

Постоянная разведка и боевые действия на коммуникациях врага – основные задачи, которые решала Добрушская бригада. «Центр» из Москвы приказывал: оседлать в своем районе железные и шоссейные дороги, чтобы максимально парализовать передвижение гитлеровцев в сторону фронта и обратно. Систематически, буквально день за днем, совершать диверсии, выводить из строя, уничтожать объекты, работающие на нужды противника.

Вот лишь несколько цифр. Партизаны разгромили 7 вражеских гарнизонов в Добрушском районе, уничтожили несколько интендантских складов в Гомеле и Ново-Белице, артиллерийский склад в Добруше. За пять месяцев пустили под откос много эшелонов противника, уничтожили десятки автомашин с солдатами и грузами, взорвали гомельскую электростанцию, нефтебазу, междугородную телефонную станцию, городскую водокачку и склад боеприпасов.

Все испытания до конца

27 сентября 1943 года партизаны этой бригады соединились с передовыми частями наступавшей Красной армии и вместе освобождали Добруш и Гомель. Однако до мирной жизни чекисту Николаю Михайлашеву было еще далеко, война-то продолжалась. И весной 44-го он подает руководству НКГБ Беларуси рапорт с просьбой направить его для дальнейшей борьбы во вражеский тыл. Сам подобрал себе и будущих боевых друзей из своей прежней бригады. Это были опытные, проверенные в сложнейших делах чекисты-разведчики, подрывники…

Просьбу Михайлашева удовлетворили. Так родилась «Буря», чья громкая слава прошла по Вилейской области.

— Нас, чекистов, было не очень много на территории Гомельщины, но каждый до конца выполнил свой партийный, чекистский долг, — вспоминал впоследствии Николай Афанасьевич. — Не всем посчастливилось дожить до победы. Пал в бою еще в 1941 году командир нашего чекистского отряда Кирилл Андреевич Рубинов. Смертью героя погиб в 1944-м заместитель командира соединения осиповичских партизан чекист Степан Сергеевич Сумченко. А руководители разведки партизанских отрядов и бригад Иван Макарович Стельмах, Михаил Иванович Филимонов, Федор Викторович Лопачев и военные разведчики Федор Кравченко, Виктор Сигизмундович Зелезей и Николай Васильевич Ковалев прошли все испытания до конца.

Сергей Алфеев из РОА? Да

В личном деле на «Бурю», как и положено, имеются характеристики всех членов этой спецгруппы. Заместитель руководителя по диверсиям Сергей Алфеев. Здесь есть любопытнейший момент. Алфеев — уроженец Горьковской области. В 1937 году окончил педучилище, работал учителем в Воротынском районе той же области. До войны служил в Красной армии. В 1941 году в боях под Оршей попал в окружение немецких войск и был пленен.

В конце 1942 года, говорится далее в характеристике, Алфеев немцами направлен на службу в РОА — батальон «Припять», где служил около 4 месяцев поваром. Был связан с ОО НКВД партизанской бригады и сообщал ценные сведения об этом батальоне.

В апреле 43-го С. Алфеев вместе с тремя солдатами «Припяти» с оружием перешел на сторону партизан. В Гомельской партизанской бригаде был сначала бойцом, затем командиром спецвзвода. Вместе со своей группой в составе 6 человек подорвал 24 вражеских эшелона. Алфееву присваивается псевдоним Ястребов.

Подрывниками в группу включаются Николай Петин, Николай Маненков, Виктор Попов. Радистом – Василий Цыганков, 1926 года рождения, принимал участие в боевых операциях партизанской бригады Мельникова. Окончил школу НКГБ БССР по специальности радиста. Оперативными работниками в группу включаются Лопачев и Жарихин. Характеристики составлены 9 апреля 1944 года.

(Окончание следует)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter