Утвержденные Всебелорусским народным собранием Военная доктрина и Концепция национальной безопасности ориентированы не просто на сохранение, а на укрепление основ нашего суверенитета
Суверенитет — это, к примеру, то, чем в первую очередь «пятая колонна» всегда пыталась рассчитаться с западными спонсорами за попытку дорваться до власти в стране. Но народ ей такого права не дал и не даст. А вот Украина формально взамен на безвиз с Европой, перманентный статус кандидата в члены ЕС и НАТО отдала власть под внешнее управление. И что из этого вышло, всем известно. Нам этого допустить нельзя.
Базовые основы
Вообще современная модель мироустройства держится последние полторы сотни лет на суверенных уступках взамен на бусы, коврижки и привилегии в спектре западных ценностей.
Особый интерес приобретает изобретение века — так называемый ответственный суверенитет. Это когда другой стране начинают коалиционно корректировать поведение. Задумывалось это дело в системе ООН как цивилизационный прототип коллективной ответственности за дела других. Но в итоге все превратилось в практику принуждения. И здесь точка прицеливания — власть.
Политологи суверенитет определяют как некое состояние целостности, неделимости и правообладания. В нашем случае — это несущая конструкция государства, в основе которой лежит мир. Мудрость в пословице, что «на чужом горе своего счастья не построишь». И это уже аксиома.
Этот конституционный орган уже вступил в свои права. Его первый шаг проявился в суверенных правах на безопасность. Мир беспечности не приемлет, особенно в современном окружении. Все, что происходит вокруг наших границ, имеет явные признаки посягательств на базовые основы Беларуси как государства.Наша Концепция национальной безопасности представляет Беларусь как структурный элемент в системе современного глобального порядка. Мы отвечаем за мир в пределах своих границ, на внешнем контуре отношений и даже за ведение войны как адекватного ответа на вызовы. Все эти компетенции в стратегическом выражении теперь находятся у ВНС.
То, что обмену не подлежит
Наши соседи практически перестали скрывать враждебные территориальные и исторические амбиции. Они демонстрируют не только желания, но и уже непосредственно намерения вмешиваться в наши внутренние дела, готовность нарушить нашу территориальную целостность, переписать наши культурные ценности.
Милитаризация, наращивание военных группировок, дестабилизирующая политика санкций — это зеркало их отношения к нам. Дело дошло даже до формирования оккупационных администраций и военизированных отрядов. И, возможно, уже были бы предприняты шаги в этом направлении, если бы не наша армия и Союзное государство с Россией. Для Запада все это сейчас непреодолимое препятствие, чтобы попытаться двинуть танки в нашу сторону.
В этом беспомощном страхе некоторые наши соседи и пребывают сегодня. Они продолжают обменивать свой суверенитет на мнимую европривилегированность и натовскую защищенность. Вкладываясь в неадекватную милитаризацию, эти страны ставят на грань краха свои экономики. Тут только один вывод: впереди неизбежно финансовое и прочее голодание.
Мы своим суверенитетом не торговали. Сами определяем что, когда и как делать, чтобы чувствовать себя уверенно и жить сегодня лучше, чем вчера, и завтра лучше, чем сегодня. Да, сразу всего достичь не получается, но потенциал у нас большой. И Всебелорусское народное собрание должно помочь в прохождении этого пути. ВНС — это субъект народовластия. И здесь главная ставка на то, что народ по природе своей не приемлет формального подхода. Это контрбюрократия будущего в самом чистом понимании этого слова.
Надежная страховка
В принципе, наш суверенитет закален годами противостояния внешним и внутренним попыткам сломить Беларусь, подменить ее власть, политику и экономику. Запад пытался запустить свой «белорусский проект», но у него ничего не получилось. Потому что Беларусь — это республика-труженица. Даже при всех сложностях постсоветского периода рыночные и либеральные нарративы у нас не заглушили голос житейской мудрости. А Польша в начале 90‑х примитивно скупала наши бытовые товары, пока ее не приписали к ЕС и НАТО и она не встала там на евродовольствие в обмен на свой суверенитет. Кстати, шиковать в кредит довелось не так уж и долго. Чуда никакого не случилось. Как только в 2019 году наступило время рассчитываться по основному долгу, пришлось спешно натягивать на размякший торс натовский камуфляж, потому как суверенитет уже давно в залоге. Именно отсюда растут корни их скоропостижной воинственности и озабоченности угрозами с Востока. Официальная Варшава как вечный должник сидит на коротком американском поводке. Так же, как Литва, Латвия, Эстония и Украина.
По сценарию США это должна была быть и наша участь. Однако мы шли трудным, но своим путем. И это главная причина лимитрофной ненависти соседей по континенту к нам. Так выглядят судьбы стран, продавших свой суверенитет по демократической дешевке. И вопрос об американской природе польских злоключений совсем не тайна. Ведь Польшу лицом к Западу поворачивали именно по профсоюзной линии, а это, как ни крути, американское ноу-хау. У нас они тоже этот революционный конвейер пытались алькапонить, но не проскочило. Были еще цветные интерпретации, мятежи, а теперь на очереди экстремизм на плечах интервентов.
Но в Беларуси есть одна особенность, которую на Западе никак не возьмут в толк. Сбросить нельзя народ. А он выбирает нашего Президента. Люди одобряют предложенный им курс, ценят его волю и порядочность. Поэтому планы это поменять не приживаются у нас и заранее обречены на провал. А в случае с ВНС любая попытка изменить нашу жизнь потребует исключительно конституционный вариант. Ведь революций против народа не бывает. И здесь ВНС — это настоящий контрреволюционный блок.
Есть и еще один значимый нюанс. Суверенитетом торгует, конечно, не народ, а продажная элита. Наши беглые осели в Польше, Литве и Украине, где их прикормили. Собирают донаты и гранты на интервенцию против своей страны, насылают на свой народ пакетные санкции. При этом прекрасно знают, что с Западом за власть неизбежно придется расплачиваться суверенитетом. Это же классика — у них ничего нет. Они же там существуют исключительно в долг.
Поэтому в нашем случае ВНС — это еще и политический предохранитель, страховка от саботажа и предательства. Суверенитет Беларуси взят под народный контроль. И в этом плане мы провели масштабную политическую инвестицию в безопасность будущего своей страны и надежность взятого курса.
Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности.